Борьба за Европу и религиозный мир: зачем встречаются Папа и Патриарх

Путин борется за Европу, Кирилл – за лидерство в православном мире

В чем смысл гаванской встречи папы римского и патриарха Московского

Сегодня в аэропорту Гаваны встретились патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск. Глава пресс-службы Ватикана священник Федерико Ломбарди заявил, что подготовка к событию длилась в течение двух последних лет, хотя о нем объявили всего за неделю. Франциск говорил о вероятности встречи с Кириллом в ноябре 2014 года: «Я сказал ему: поеду, куда хочешь. Позвони мне, и я приеду». 22 января глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион отрицал возможность встречи в ближайшее время, но уже 5 февраля заявил, что она «станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя Церквями». Не иначе, как силы Божьи вмешались.

РИА Новости/Михаил Климентьев

Политолог Александр Шумилин объясняет: «Здесь есть много символичного. Прорабатывались варианты встречи в Европе, потом возникли ассоциации Европы с гонениями на христиан, на представителей других религий, а впоследствии всякого рода религиозные войны. И решили все-таки провести встречу где-то в другом месте». Так определяется точка соприкосновения – Куба. Говорят, Рауль Кастро взял на себя инициативу проработать этот вариант еще в мае прошлого года, по дороге из Москвы он оказался в Риме и там беседовал с помощниками папы. И даже аэропорт не просто удобный пункт остановки, а символ: перекресток дорог, «пятачок» для мимолетных встреч и расставаний – мимоходом, по пути глав обеих Церквей в Новый Свет: патриарх Кирилл затем отправляется в поездку по странам Латинской Америки – Чили, Бразилию, Парагвай, понтифик Франциск – с шестидневным визитом в Мексику.

У нас одно Евангелие, один Христос

Ни столпотворений из верующих и журналистов, ни совместной молитвы. Беседа в аэропорту нейтральной, но дружественной страны, обмен подарками, декларация, адресованная международным политикам, меняющим ход истории, и просто добрым разумным людям. Главная тема переговоров – «положение христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где осуществляется подлинный геноцид христианского населения», кроме того, главы церквей должны затронуть «актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики».

Европейские христиане с надеждой смотрят на диалог лидеров католицизма и РПЦЕвропейские христиане с надеждой смотрят на диалог лидеров католицизма и РПЦРИА Новости/Новости

Всемирный русский народный собор – международная общественная организация, которую возглавляет патриарх Кирилл, заявила: «Мы выражаем надежду, что встреча Святейшего патриарха Кирилла и папы Франциска позитивно повлияет и на ситуацию на Украине, где каноническая Церковь переживает сегодня тяжелые дни... Несмотря на сохраняющиеся между христианами Запада и Востока богословские разногласия, православные и католики должны объединить свои усилия перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства».  Йозеф Ратцингер, предыдущий папа римский Бенедикт ХVI, «желает успеха этому историческому событию и молится за него». Примас Польши, архиепископ Войцех Полак приветствует предстоящую встречу:  «Это надежда на духовное сближение, на ту общность веры, о которой нас просит Иисус. Это надежда на совместный призыв к миру, примирению и прощению. То, что может быть очень сложно в политических контактах, становится все более возможным в духовных отношениях». 

«От каких-то политических игр нужно все-таки обратиться к реальности. Нужно понять, что страдают и гибнут реальные люди. И что, может быть, кому-то придется поступиться своими политическими интересами для того, чтобы спасти жизни людей. Речь сейчас все время идет о создании каких-то коалиций. Давайте создадим такую коалицию по борьбе с терроризмом, давайте другую. То здесь, то там создаются коалиции. Но ведь для того, чтобы победить это зло, нужна коалиция вообще всех людей доброй воли... Ведь у нас одно Евангелие, у нас один Христос, одни и те же заповеди евангельские, и мы одинаково воспринимаем отказ от этих христианских заповедей, которые мы наблюдаем, например, в странах Западной Европы», – добавляет митрополит Илларион.

А ведь недавно это представлялось совершенно невероятным. 

Во всем виноват Гумберт

Расколу христианской церкви положили начало события тысячелетней давности, когда между византийцами и латинянами (в те времена франками и греками) начали проявляться как богослужебные, так и вероучительные различия. Образец – письмо патриарха Константинопольского Михаила Керулария (1043-1058) своему «коллеге» патриарху Антиохийскому Петру III (по книге Александра Дворкина «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»): «Меня достигли слухи, что патриархи Александрии и Иерусалима следуют учению Папы Римского. Не только они принимают людей, которые вкушают пресный хлеб, но и иногда и сами совершают Божественные Тайны с опресноками. Кроме того, они запрещают брак священников: женатые не могут получать достоинство священства, но те, кто стремятся к рукоположению, должны оставаться безбрачными. Два брата могут жениться на двух сестрах. Епископы носят перстни на пальцах, как будто бы они берут себе в жены церкви; они утверждают, что носят их как залог. Они принимают участие в сражениях и оскверняют свои руки в крови: они отнимают у других душу и теряют собственную. До нас дошли слухи, что во время святого крещения они крестят одним погружением, призывая имя Отца и Сына и Святого Духа. Более того, они наполняют рты новокрещаемых солью. Они запрещают почитание мощей святых, а некоторые из них исключают почитание святых образов. Они не почитают среди святых наших великих святых отцов, учителей и святителей – я имею в виду Григория Богослова, великого Василия и божественного Златоуста – и не принимают их учение во всей его полноте». На эти писания Лев IX отвечал резкой отповедью: «Никто не может отрицать того, что, как крюком управляется вся дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей Церкви. И как крюк водит и отводит дверь, сам оставаясь неподвижным, так и Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния, ибо верховная кафедра не судится ни от кого». В заключение папа рисовал Церковь Константинопольскую как заблуждающуюся, грешную, скандальную (дескать, ею управляли даже женщины), до которой мать-Римская Церковь снисходит лишь по милости, но не по заслугам.

Это было как-то такЭто было как-то такgorod-plus.tv

В январе 1054 года на переговоры в Константинополь прибыли папские посланники во главе c кардиналом Гумбертом Сильвакандидским. Кардинал с вызовом вручает Керуларию недружественное письмо от Папы, патриарх оскорблен. Лев IX вскоре умирает – его дипломаты более нелегитимны, переговоры затягиваются и заходят в тупик. Гумберт смертельно этим обижен. О. Александр Шмеман пишет: «Рано утром 16 июля 1054 года легаты вошли в Святую Софию. Шла проскомидия. Отпихивая растерявшихся диаконов, легаты вошли в алтарь и положили на престол грамоту: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер – всем сынам Католической Церкви... Посему мы, не вынеся неслыханного пренебрежения и обиды для святого первого апостольского престола и всемерно стараясь поддержать кафолическую веру, властью святой и нераздельной Троицы и апостольского престола, легацию которого мы исполняем, и всех истинно верующих отцов, подписываем анафему... Михаилу и его последователям, если не покаются. Посему Михаил, по злоупотреблению называемый патриархом, неофит, только из страха человеческого принявший монашескую одежду и теперь обличенный в тяжких преступлениях, затем Лев, епископ Охридский, Михаилов сакелларий Константин, топтавший ногами латинское жертвоприношение, и все, разделяющие их заблуждения и гордость, доколе не образумятся, вместе со всеми еретиками, диаволом и его ангелами, да будут анафема, да будут анафема, – маран-афа. Аминь». То же самое легаты повторили в присутствии византийского императора Константина IX Мономаха и вельмож.

Грамота легатов, в которой отлучались от Церкви только патриарх и два других клирика с их неназванными «последователями», никакой юридической силы не имела. Случившееся расценивалось лишь как временный провал одной из попыток примирения между двумя кафедрами, каких бывало много и раньше. Для современников все прошло почти незамеченным, большинство христиан того времени ни о каком расколе не слышали. Расколом, «чрезвычайщиной» это событие стало считаться на Западе лишь пару десятилетий спустя, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд. Кардинал Гумберт стал его ближайшим советником и, естественно, был чрезвычайно заинтересован в оправдании себя в той ситуации и в возвеличивании своей роли. В общем, просто «раздули историю». А в Новое время она рикошетом вернулась с Запада на Восток и тоже стала считаться началом разделения Церквей. 

От анафемы к аджорнаменто

Таким образом, нынешняя встреча папы и патриарха – первая почти за шесть последних веков. Публицист Егор Холмогоров сообщает: «Предыдущая встреча предстоятеля Русской Церкви митрополита Исидора и Папы на Флорентийском соборе в 1437 году не закончилась ничем хорошим. Прибыв в обозе Константинопольского патриарха на переговоры об Унии православных с Римом, Исидор эту унию подписал и был затем согнан со своей кафедры благочестивым московским князем Василием II Темным. Москва осталась православной, когда «Второй Рим» пал перед ересью. Так и возникла идея Третьего Рима.

Никакие встречи патриарха и папы были невозможны – Московский Патриархат был учрежден в 1589 году, в годы агрессивного наступления римо-католичества на православный мир, в частности – на Православие в Малой России. Спустя 7 лет, в 1596 году, благодаря предательству высшего православного духовенства будущей Украины, была заключена Брестская Уния, миллионы православных Западной Руси лестью и насилием заставляли молиться за Папу Римского. Понятно, что тут не то что никакой речи о встречах быть не могло – поляки уморили голодом в Кремле патриарха Гермогена, а при патриархе Филарете католиков, решивших принять православие, велено было перекрещивать».

По слухам, Никодим случайно употребил яд, предназначенный для папы Иоанна Павла I, который скончался меньше чем через месяцПо слухам, Никодим случайно употребил яд, предназначенный для папы Иоанна Павла I, который скончался меньше чем через месяц

При Петре I патриаршество было ликвидировано, а когда, уже в XX веке, его восстановили, Ватикан, регулярно протестовавший против гонений христиан большевиками, рассматривался врагом Советского Союза, в то же время Рим не оставлял попыток обратить гонимых в католичество, ни о каких встречах снова не могло быть и речи. 

Холмогоров продолжает: «Новые времена настали с началом в католической Церкви в конце 1950-х годов «аджорнаменто» – обновления. В Ватикане началась настоящая «перестройка», очень не нравившаяся католикам-традиционалистам. Одновременно римские понтифики начали настоящую «атаку любви» на православие. Рим и Константинопольский патриархат в Стамбуле едва не слились в экстазе экуменизма, что вызывало и у афонских монахов, и в Москве, подозрение, что «патриарх Стамбульский» Афинагор предал православие. В Русской Церкви за экуменические контакты отвечал митрополит Никодим (Ротов), один из наставников нынешнего патриарха, – он поддерживал с Ватиканом очень тесные отношения и даже скончался на приеме у папы римского к немалому смущению многих православных. Однако «никодимовская» линия отличалась от «афинагоровской» упором на социальные вопросы и дипломатию, а не на переговоры о вере. Им двигала надежда объединить усилия православных и католиков против безбожного наступления, а не подписать унию по вопросам веры, к чему тяготел Афинагор».

После падения Советской власти встреча предстоятелей двух Церквей – Алексия II и Иоанна Павла II – оказалась невозможной из-за спора о влиянии на постсоветское пространство, и в России, и, в особенности, на Украине. Сегодняшний патриарх Московский, а тогда руководитель внешних связей РПЦ митрополит Кирилл как мог противодействовал католическому влиянию.  

Всему свое время

В мире насчитывают 1,5 млрд католиков и 200 млн православных, из которых около двух третей приходится на Московский патриархат. РПЦ достаточно ревниво относится к политической и финансовой мощи Ватикана, поэтому продолжает предотвращать попытки проникновения католических пастырей на свою территорию. Мол, хватит с нас и Украины. 

«А угроза, конечно, есть, – считает политолог Александр Шумилин. – Тому причин множество, в том числе нынешний образ православной церкви, который является привлекательным далеко не для всех, даже для последователей православия. Ну, истории с Maybach – это уже крайности, а, приподнявшись ближе к позиции иерарха, можно вспомнить истории с квартирами, нанопылью и часами. Но это все отдельные моменты. Я думаю, что людей верующих и интеллектуально развитых в этом смысле может напрягать практически официальная позиция Церкви в поддержку власти, своего рода смычка с властью... Кстати, с Алексием не было проблем в этом плане. И поведение иерарха... очень настораживает». 

Сначала Иоанн Павел II способствовал распаду СССР, потом предпринял попытку экспансии католицизма на постсоветское пространствоСначала Иоанн Павел II способствовал распаду СССР, потом предпринял попытку экспансии католицизма на постсоветское пространствоРИА Новости/Дмитрий Донской

«На деле все эти проблемы не так остры, – парирует главный редактор Московского центра Карнеги Александр Баунов. – Католическая экспансия на «канонической территории РПЦ», которая так пугала слабую после советского плена русскую Церковь в 90-е, практически свернута. Русская Церковь не бедна, а население теперь более патриотично настроено и в вопросах веры: не станет переходить в католицизм, видя в нем религию западного благополучия. Нелюбимого в Московской патриархии главу русских католиков Тадеуша Кондрусевича (поляк в Москве, смутное время) заменили на более приятного итальянца. Униаты Украины теперь точно навсегда отрезанный ломоть, зато у папы можно попросить немного пригасить их воинственность». 

То есть – отчего бы и не встретиться. Сближение, объединение христианского мира, пусть и символическое, перед лицом исламистского экстремизма стало возможным после прихода на ватиканский престол выходца из Аргентины папы Франциска, в миру Хорхе Марио Бергольо. «Франциск представляет другую часть католического мира, которая не знала ни наших богословских споров, ни Реформации и Контрреформации. Слова священники употребляют одни и те же, а острота восприятия в Европе и в Латинской Америке разная, – характеризует нынешнего главу католиков профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Борис Филиппов. – Франциск олицетворяет собой другой католицизм, без европейских негативных коннотаций. Христианство милосердное, христианство страдающее, а не воинствующее... И в своей церковно-политической деятельности Франциск не обременен европейскими предрассудками и не придерживается традиционных для Ватикана блоковых позиций. Это видно на примере позиции, занятой папой относительно роли России в разрешении сирийского конфликта. И на Украине позиция Ватикана разнится от позиции США и западноевропейских стран. О позиции папы по ближневосточному конфликту мы можем судить на примере теплого приема, оказанного им только что президенту Ирана Роухани. СМИ сообщают, что Роухани просил папу за него помолиться». 

С благословения Кремля

В контактах с Ватиканом заинтересован и Кремль: Запад ему – удушающие санкции, обвинения в коррупции и в бомбардировках мирных сирийцев, он Западу – гуманистический жест. «Владимир Путин, не оставляя управления страной, явно задумывается о месте не только в национальной, но и в мировой истории. Кем он останется в ней – победителем (запрещенного в России – прим. ред.) ИГИЛ, спасителем христиан Востока, восстановителем христианской идентичности Запада или шекспировским злодеем? А может быть, он тот, при ком тысячелетний раскол церкви на западную и восточную будет преодолен? – предполагает Баунов. – Конечно, это почти невозможно, любой шаг в сторону канонического общения с католиками тут же вызовет церковный раскол дома. Но почему бы не попробовать сблизиться политически и идейно. Ведь в новейшей российской идеологической конструкции носители старых религиозных ценностей должны противостоять не друг другу, а представителям нового бездуховного глобального мира». Присмотревшись, мы увидим, что, в отличие от политического Запада, папа римский не позволяет себе резкостей в отношении Путина и России. 

Встреча с папой важна и для Кирилла – благодаря ей он предстает как вождь всего православного мира, оспаривая эту роль у патриарха Константинопольского Варфоломея. Это принципиально в преддверии Всеправославного Собора, который намечен на май этого года и пройдет на Крите впервые за двенадцать столетий. 

Франциск для Путина - важнейший фактор влияния на европейские элитыФранциск для Путина - важнейший фактор влияния на европейские элитыРИА Новости/Алексей Никольский

Свои цели и у Ватикана. Последовательно встречаясь с буддистами, мусульманами, православными, Франциск, таким образом, подчеркивает планетарный, всечеловеческий, универсальный статус католицизма. Приведем мнение политолога Андрея Фурсова: «Идет процесс выстраивания мировой системы. Нынешняя мировая финансовая система трещит по швам, капитализм уходит в прошлое. Соответственно, нужен какой-то новый каркас, который бы удержал мир... Понятно, что религиям тоже надо договариваться. Естественно, папа римский хочет, чтобы договоренности были под его контролем. Диалог с другими религиями – попытка создать духовный каркас для нового мира». 

С учетом остро критического отношения Франциска к современным капиталистическим устоям, источником и образцом которых в первую очередь является Америка, и его огромного влияния в Европе, можно предположить, что гаванская встреча папы римского и патриарха Московского – это и еще и важнейший акт борьбы Москвы за симпатии Евросоюза: единое евразийское пространство от Атлантики до Тихого океана, от Лиссабона до Владивостока, в пику таким общезападным институциям, как НАТО и Трансатлантическое торговое партнерство США и ЕС, – давнишняя задумка Владимира Путина. 

Подпишитесь на рассылку самых интересных материалов Znak.com
Новости России
Россия
Россиянку заподозрили в неуважении к суду из-за картины «Сдирание кожи с продажного судьи»
Россия
Афганка со знаменитой обложки National Geographic получила статус беженца в Италии
Россия
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса «омикрон» и внесла в группу «вызывающих опасения»
Россия
В Вологде антипрививочница встретила росгвардейцев дихлофосом при задержании
Россия
Минюст РФ признал иноагентом главного редактора издания Sota.Vision
Россия
Мэр кузбасского города отправлен в отставку из-за банкета в день взрыва на шахте
Россия
Суд арестовал экс-начальника тюремной больницы в Саратове, где пытали заключенных
Санкт-Петербург
В Петербурге бизнесмена Александра Ебралидзе арестовали по делу о присвоении ₽3 млрд
Екатеринбург
Суд приговорил к 14 годам колонии уральского автора телеграм-каналов Устинова
Россия
Россия ограничила въезд иностранцев из Гонконга и стран Африки из-за нового штамма
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.