Светлана Учайкина — о том, как поднять общий культурный уровень в регионе

«Кто не был в Пелыме, тот не работал в Свердловской области»

Светлана Учайкина — о том, как поднять общий культурный уровень в регионе

В конце прошлого года в рамках реформы свердловского правительства регион получил нового министра культуры в лице бывшего директора Екатеринбургского театра юного зрителя Светланы Учайкиной. Спустя два месяца работы в новой должности Светлана Учайкина продолжает знакомиться с областными муниципалитетами и практически в постоянном режиме работает на выездных мероприятиях. Znak.com удалось в числе первых пообщаться с новым министром культуры региона.

В кабинете Светланы Учайкиной — огромная, во всю стену, карта Свердловской области. Министр поясняет, что повесила ее здесь буквально на днях, чтобы лучше представлять себе регион и знакомиться с муниципалитетами. «Здесь отмечены все учреждения культуры и искусств, сразу понимаешь, что и где. Я уже была в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Карпинске, в Пелыме. Знаете, есть такая присказка: «Кто не был в Пелыме, тот не работал в Свердловской области». А почему? Потому что Пелым — это 10 часов езды на автомобиле! В-о-о-н он где!» — показывает она на карту.

«Должны быть социальные вложения в эту сферу»

— За эти два месяца вам многие города удалось посетить, ознакомиться с положением дел?

— Вообще я область знаю, поскольку возглавляю Совет директоров театров Свердловской области, поэтому в городах, где есть театры, я была. Но не могла похвастаться, что бывала в Карпинске или в Пелыме, и для меня эти поездки очень интересны. В Карпинск, например, я ездила на 35-летие недавно отреставрированного Дома культуры, но также с радостью познакомилась и с местными музыкальными школами, библиотеками, музеями и в целом с культурным комплексом, которым обладает город. 

Кроме того, у нас есть и дни министерства в муниципалитетах: мы проводим приемы, принимаем вопросы. Такой выезд у меня был запланирован в Талицу, но не случилось, и его пришлось оставить на заместителя. Вместо этого я проводила прием в Пелыме.

— Вы долгое время были руководителем учреждений культуры, сейчас перешли на госслужбу и уже сами руководите директорами. Как с этим изменилось лично ваше видение ситуации в сфере культуры региона?

— Мне мой опыт очень помогает. Как руководитель учреждения культуры я многие проблемы видела с этой стороны. И сегодня в должности министра культуры — человека, который обязан всячески помогать руководителям учреждений культуры, — у меня появились новые возможности для этого.

Но при этом у меня совсем не осталось свободного личного времени. Если я как руководитель театра могла планировать, что я хочу посмотреть в ТЮЗе или побывать на премьере другого театра, то теперь в силу должности я бываю там, где должен быть представитель министерства.

И это мне тоже очень любопытно — совсем недавно, например, мы открывали выставку подносов в нашем краеведческом музее. Я себя к знатокам этой сферы не отношу, но как человеку и как профессионалу, который в силу должности должен погружаться и в такие темы, это было интересно. И то, что наш краеведческий музей поднял эту тему впервые за 40 лет, объединив усилия государственных и частных коллекций, тоже очень приятно — от этого выиграли все. Таких мероприятий очень много, например, вручение литературной премии им. П. П. Бажова. Кого-то я знала, поскольку давно работаю в сфере культуры региона, с кем-то знакомлюсь впервые — и это тоже очень много интересных и разносторонних людей, которые работают в нашем городе. Это если говорить о том, что ко мне с новой должностью пришло.

— Какие проблемы вы сейчас как министр видите у наших культурных учреждений? И как их можно решить?

— Безусловно, это вопросы материальной базы. Хотелось бы, чтобы мы могли более активно вкладывать средства в развитие и ее укрепление, и сейчас мы составляем реестр учреждений, которым нужна наша помощь. Сегодня есть возможность активно привлекать федеральные субсидии для решения каких-то вопросов в этой сфере.

Например, в этом году Свердловская область получает из федерации 35 млн рублей для муниципальных театров. Здесь министерство выступает «локомотивом» во всех вопросах, связанных с привлечением средств Федерации. Для меня как для человека из учреждения культуры это очень радостно. 

Или вот по итогам Года российского кино у нас в регионе открылось 16 новых кинозалов. Это огромная грантовая работа: министерство инициирует работу в муниципалитетах по написанию заявок на гранты, консультирует всех, отбирает лучшие заявки, направляет их, контролирует. И очень отрадно, когда есть результат. Например, благодаря этому у нас в области открылось три кинозала, которые могут предложить для людей с ограниченными возможностями услуги по субтитрированию и тифлокомментированию — очень хорошо, что в области заметно продвижение в этом направлении.

Другая актуальная проблема — это кадры. Если сегодня государство активно поддерживает и молодых врачей, и молодых педагогов, нам бы хотелось, чтобы государство также поддерживало и привлекательность работы в сфере культуры, особенно в небольших муниципальных образованиях. На селе центр культуры вообще становится центром притяжения для всех местных жителей и вся культурная среда зависит от того, насколько интересен, грамотен и профессионален руководитель учреждения культуры. 

— Как-то можно улучшить ситуацию в этой сфере?

— Наверное, должны быть какие-то социальные вложения в эту сферу. Ведь люди не только работают в наших профессиональных театрах и оркестрах, но и на селе: в сельских библиотеках, в домах культуры, руководителями коллективов художественной самодеятельности.

И ведь у нас есть такие профессионалы. В Карпинске мы чествовали коллектив, которому исполнилось уже 35 лет, и все это время его возглавляет один и тот же руководитель. Он добился того, что коллектив достиг звания народного — высшего признания в этой сфере. А ведь это звание нужно постоянно подтверждать своим репертуаром, умением, потому что иначе его могут снять. А сколько детей прошли через коллектив? И пусть не все из них станут профессиональными танцорами, но они всегда будут чувствовать музыку, жизнь во всех ее красках. Мне кажется, это очень важно.

— Есть ли понимание, как можно привлекать людей, чтобы они работали в учреждениях культуры?

— На сегодня мы говорим о том, чтобы выпускники учреждений культуры, получив диплом, возвращались в свои города. У нас сегодня в области есть целая сеть учебных заведений, которые готовят руководителей культурных учреждений: есть замечательный Краснотурьинский колледж искусств, есть Свердловский колледж искусств и культуры, Уральский хореографический колледж, Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. Кадры готовит порядка 12 учреждений среднего звена — мы растим для себя специалистов, и у нас есть возможность укомплектовать учреждения.

Другое дело, что заработная плата здесь не такая высокая, как хотелось бы. Может быть, условия проживания не совсем такие: если бы предоставлялось жилье, как молодым врачам и педагогам, молодых людей бы больше привлекала работа в родных поселениях. Но есть и люди, которые просто одержимы профессией. И это здорово.

В некоторых городах по ряду направлений такую систему организовать удалось. Например, Краснотурьинский колледж искусств готовит кадры в основном для себя, и у них 95% выпускников остается в муниципалитете. В этом смысле также очень хорошо зарекомендовали себя библиотечные факультеты. Благодаря этому библиотечные центры в области выступают проводниками культуры в муниципалитетах, заявляют о себе яркими проектами. 

Но перед нами стоят и другие задачи, чтобы людям там было с чем работать. Сегодня не все областные библиотеки оснащены интернетом, и нам важно, чтобы высокоскоростной широкополосный интернет приходил туда, и за счет этого ресурса библиотека могла бы получить доступ не только к Свердловской библиотеке им. В. Г. Белинского, но и к Национальному библиотечному ресурсу. Это важно: библиотека в малых населенных пунктах становится центром по интересам, в ней собираются люди, объединенные одной идеей, а она предоставляет значимый информационный ресурс.

— Есть ли проблема оттока кадров в Москву?

— Ротация, конечно, происходит. Уезжают молодые солисты, молодые исполнители и артисты. Но есть пример наших «Чайфов», Виталия Воловича, Николая Коляды — состоявшихся, ярких, профессиональных людей, которые жили и живут в Екатеринбурге, получают удовольствие и дарят свое творчество здесь.

А то, что люди уезжают и пробуют себя где-то еще, это нормально. Для нас важно: создать такую среду, чтобы им хотелось вернуться. А такие условия, мне кажется, сегодня есть.

«Частные инвестиции в культуру сегодня зависят от доброй воли»

— Насколько сейчас велик разрыв между бюджетной обеспеченностью учреждений культуры Екатеринбурга и других муниципалитетов?

— Я бы не говорила, что разрыв есть. У нас есть нормативы, которые поддерживаются, есть «дорожная карта» по заработной плате и развитию учреждений. И они очень похожи в Екатеринбурге и в других муниципалитетах Свердловской области. Другое дело, что доступность услуги культуры в Екатеринбурге несколько выше. Город предлагает такое разнообразие возможностей, что, когда есть возможность посетить и кинопремьеры, и театры, и выставки, человек становится перед выбором: где ему провести время приятно и с пользой. В области с этим сложнее. 

Поэтому сегодня в учреждениях культуры Екатеринбурга, которые являются областными, акцент делается на том, чтобы приблизить услугу и к другим городам. Например, Свердловская филармония открывает виртуальные концертные залы — их на сегодня уже порядка 70. Здорово, когда человек в своем городе может прийти в специально оборудованное помещение и в режиме онлайн увидеть трансляцию концерта из Филармонии. Повышается доступность услуги? Я считаю, что да.

Театр музыкальной комедии летом прошлого года гастролировал по Свердловской области, на площадках в городах области выступали ведущие  солисты: ансамбль «Изумруд», народные и заслуженные артисты, были представлены сцены из спектаклей. По откликам, это произвело сильное впечатление на жителей области. 

И эта работа должна быть продолжена — хотя в силу продолжительности театрального сезона, у нас на это остается только лето. Мы ведем переговоры с ТЮЗом, у которого есть проект «Театр у школьной доски», позволяющий на небольших сценах представлять спектакли по произведениям школьной программы. Такие возможности есть и у Театра кукол, в силу меньшей масштабности его спектаклей, чем, например, у Театра оперы и балета.

— Это однонаправленный процесс — от центра к периферии?

— Нет, у нас есть прекрасные формы обмена между театрами области. Например, в январе Нижнетагильский театр драмы привозил на площадку ТЮЗа свой спектакль «Мы, нижеподписавшиеся». Был большой интерес и резонанс от этой работы, в том числе и в профессиональном театральном сообществе. А Театр музкомедии планирует полноценные гастроли и привезет 28 лучших своих спектаклей, которые покажет в Нижнетагильском театре драмы им. Д. Н. Мамина-Сибиряка. И Тагил в это время станет центром притяжения для тех городов и поселков, которые находятся рядом с ним, люди смогут увидеть премьерные спектакли Музкомедии.

Сейчас такое время, что мы можем съездить на постановку в Пермь, купить онлайн-билет и слетать на спектакль, например, в Москву. Но у нас и в области так много проходит интересного, что мы хотели бы, чтобы жители Екатеринбурга открывали для себя и города региона. Есть великолепная экспозиция в Ирбитском музее изобразительных искусств, где представлены картины Рубенса и других великих мастеров. Можно совершить прекрасную поездку в Дом-музей П. И. Чайковского в Алапаевске, где можно увидеть старинные музыкальные инструменты и даже прикоснуться к ним. Сегодня формируется политика въездного, событийного туризма, люди приезжают и в Екатеринбург, и в муниципалитеты Свердловской области по разным поводам: участвуют в акции «Бессмертный полк», очень важном мероприятии, которое объединяет и делает нас ближе друг к другу, посещают мероприятия в День города, приходят в ледовый городок на площади 1905 года, который в этом году был просто блистательный. Отрадно, что к этому процессу присоединяются и частные инвесторы. В этом году «Русская медная компания» проводила конкурс на лучшую фотографию городка. И представляете — одна семейная пара даже приобрела квадрокоптер, чтобы поучаствовать в конкурсе. Это удивительно: желание увидеть интересное и яркое в том, что нас окружает каждый день.

— Насколько сегодня частные инвесторы готовы помогать финансово культуре региона?

— Это пока зависит только от доброй воли руководителей предприятий. Если бы у нас был закон о меценатстве, о благотворительности, который сделал бы эти движения души более привлекательными — хотя бы даже в части общественного признания, чтобы как-то этих людей отмечали, то мне кажется, участвовало бы большее количество людей.

Но примеры у нас есть. Благотворительный бал губернатора, который проводится в нашей Филармонии и помогает собирать учреждению деньги на покупку музыкальных инструментов; премия им. П. П. Бажова — это реальная денежная премия, которую по доброй воле финансирует много лет Николай Иванович Тимофеев (руководитель ООО «Уралдрагмет-холдинг» — прим. ред.). На него писатели просто молятся за то, что он много лет их поддерживает. Фонд поддержки уникальных культурных проектов имени Когана, для которого Валерий Савельев (основатель холдинга AVS-Group — прим. ред.) покупает скрипки для наших коллективов — задорого покупает — и не считает, что это вложения непонятно куда.  

Конечно, хотелось бы, чтобы таких людей, которые открывают городам и учреждениям культуры новые возможности, было больше. Но и то, что такие люди есть сегодня, уже хорошо.

«Посмотрели спектакль ТЮЗа — и приехали к нам»

— Складывается впечатление, что Екатеринбург — а за ним и Свердловская область — больше театральный город, чем танцевальный или какой-то еще. Так ли это и почему так сложилось?

— Здесь я могу подискутировать. Безусловно, Екатеринбург — театральный город, и после Москвы и Санкт-Петербурга мы самый большой регион, который может предложить столь изысканное разнообразие жанров. В области 35 театров, из них 24 — в Екатеринбурге. И Театр драмы, и Театр оперы и балета, и частные театры, которые живут и здравствуют. И имя одного Николая Владимировича Коляды — «солнца русской драматургии», который воспитал целую плеяду таких известных драматургов, как Ярослава Пулинович, Светлана Баженова, Надежда Колтышева и многие-многие другие.

А фестивали, которые у нас проходят: «Петрушка Великий», «Коляда-plays», «Реальный театр»? Сегодня битва за то, чтобы попасть в афишу этих фестивалей! В «Реальном театре» можно стать звездой не потому, что какой-то «звездный» состав, а потому что блестяще поставлен спектакль. Фестиваль проходит раз в два года, ближайший запланирован на сентябрь этого года, его программа уже составлена. И это действительно важная площадка для театрального сообщества. В 2015 году на фестиваль приехал театр из маленького города Минусинска, где численность населения порядка 70 тысяч человек, и только театр делает этот населенный пункт городом. После фестиваля «Реальный театр» спектакль театра попал в афишу «Золотой маски»! Никогда бы ни один эксперт «Золотой маски» не приехал бы в Минусинск просто так, чтобы посмотреть этот спектакль. А теперь режиссер этого спектакля получил признание благодаря нашему фестивалю, ставит спектакли в театрах Таллина, Санкт-Петербурга, его приглашают в театры Москвы. То есть наш регион дает возможность показать себя в театральной сфере, заявить о себе и прозвучать.

Но у нас достаточно сильны и другие направления культуры. Например, хореографический фестиваль «На грани», музыкальные «Безумные дни», которые мы в этом году будем проводить в третий раз. Мне кажется, может быть, потому что мы так долго были закрыты в прошлом, теперь Екатеринбург звучит: идут обмены между городами, регионами и другими странами. Наша блистательная филармония недавно побывала на гастролях во Франции, участвуя в фестивале «Безумные дни». Художественный руководитель фестиваля Рене Мартен, когда впервые был в Екатеринбурге, сказал: «Мне бы хотелось выйти за границы филармонии». И мы вышли, и во второй раз сразу несколько театров и учреждений культуры предоставили свои площадки для фестиваля. У нас получилось огромное количество музыкантов, просто прекрасный праздник. Я не говорю уже про такие акции, как «Библионочь», «Ночь музеев», «Ночь искусств», которые год от года становятся ярче, привлекая новых посетителей. 

— Это как-то помогает министерству получать дополнительное финансирование?

— Конечно! Мы ведем статистику, у нас же «плановое производство», мы под всё это деньги запрашиваем, отстаиваем финансирование. Но важно не только это. Например, ТЮЗ не так давно был на «Золотой маске» по приглашению на проект «Детский уикенд» со спектаклем «Русалочка» — всего с одним. Когда согласие было дано, позвонили и говорят: «Мы за полтора дня продали все билеты. Не будете ли вы добры, выступить еще раз?» Мы сказали: будем, и показали еще один спектакль.

На первом спектакле в зрительном зале была девочка девяти лет, у которой сказка про Русалочку — любимая. Она посмотрела его, «вырыдала» у мамы билет и на дополнительный показ, вечерний, они за это время съездили домой, взяли кукол-русалочек, и после спектакля эта девочка поднялась на сцену и вручила Маше Викулиной — исполнительнице роли Русалочки — свою любимую куклу в знак благодарности. Когда мы потом беседовали с людьми, зрители говорили, что, посмотрев спектакль ТЮЗа, им захотелось приехать в наш город, чтобы посмотреть, что еще у нас происходит. Я считаю, что когда на крыльях культуры мы несем доброе имя своего региона, вкладываем в культуру деньги, занимаемся воспитанием детей с малых лет, это и делает нас народом. И меньше нам придется впоследствии строить в том числе и пенитенциарных учреждений — потому что бесполезное времяпрепровождение, в конце концов, и рождает негативное поведение. И чем больше мы сможем вкладывать в культуру, тем лучше будет страна.

— В этом году на губернаторский грант будут организованы гастроли ТЮЗа в Севастополь, и сейчас довольно много вещей, которые связаны именно с культурным обменом с Крымом. Зачем это? Со стороны выглядит, как некая «культурная дотация» новой республике.

— Это не так. Просто нельзя сидеть все время взаперти. У кукольников есть такое выражение — «держать планку». Актеры, работающие за ширмой, должны ориентироваться друг на друга и выносить руку с куклой на определенный уровень, чтобы не было видно руку за куклой, и чтобы ее полностью было видно из-за ширмы. И гастроли, и фестивали позволяют театрам и другим коллективам «держать планку» — видеть, как развивается их театр, как они смотрятся на фоне остальных театров.

Почему важен обмен энергией, когда театр едет на гастроли? Потому что свой зритель, который идет на свою звезду, знает возможности театра, и, даже если что-то не пошло, он готов это простить. В чужом городе это не пройдет, потому что здесь и сейчас зритель видит тебя и составляет о тебе свое мнение. 

Когда мы принимали в ТЮЗе Севастопольский академический русский драматический театр им. А. В. Луначарского, ни о каких обменных гастролях речь не шла. Они приехали к нам на гастроли просто потому, что у них наконец-то появилась возможность выезжать, и они выбрали Екатеринбург, так как главный режиссер Севастопольского театра Григорий Лифанов выпускник нашего театрального института (ЕГТИ) и ему было интересно приехать сюда. 

Но гастроли сами по себе не окупаются, и без поддержки их сделать невозможно. Почему, например, такие дорогие билеты на антрепризу? Потому что в стоимость билета закладывается все: гонорары, проживание, перелет, доставка декораций. И поскольку мы говорим, что гастроли должны быть привлекательными для широкой публики, в этом должен поучаствовать либо меценат, либо государство. 

Опять же гастроли дают узнаваемость региона. На площадках Севастопольского театра с гастролями выступали только московские и санкт-петербургские коллективы. А теперь приедет театр из Свердловской области. Свердловская область заинтересована в том, чтобы ее коллективы были известны и за пределами региона. Евгению Владимировичу [Куйвашеву] за понимание этого большое спасибо.

Подпишитесь на рассылку самых интересных материалов Znak.com
Новости России
Россия
В РПЦ считают, что кампания против QR-кодов и прививок в России режиссируется из-за рубежа
Россия
Сын бывшего главы Хабаровского края найден мертвым в отеле
Россия
Мать из Марий Эл, пытавшаяся продать младенца, собирала деньги для нового друга
Россия
Омикрон-штамм может завершить пандемию коронавируса, считают в центре Гамалеи
Россия
Гендиректором РУСАДА стала Вероника Логинова
Россия
В России ожидают дефицита пива и роста цен из-за введения обязательной маркировки
Россия
В Красноярском крае осы до смерти искусали электромонтера
Россия
В Хабаровском крае скорая помощь попала под локомотив. Погиб медик
Россия
Россиян хотят ограничить в пользовании личными автомобилями ради экологии
Россия
В России уровень бедности снизился на 11%
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.