Доллар
Евро

«Старая Утка»

Черно-белая история маленького уральского города-завода — на выставке в галерее Челябинска

В некоммерческой галерее «OkNo» открылась выставка современной фотографии «Старая Утка». Ностальгический, честный и многоплановый проект умудряется поднять личную историю до высот архетипа. Целиком он выставляется в России впервые.

Когда за столом возникают опасные разговоры на бесконечную тему «Как нам обустроить Россию», я периодически рассказываю друзьям историю о том, как я увидел Вечность. Дело было на выборах. Предпоследний день гонки, мы все вымотаны и обессилены, но пытаемся выдавить последние капли из сложившейся ситуации. Поскольку мы работали против «партии власти», да ещё и против полковника ФСБ, который был основным кандидатом-единороссом, для нас всё складывалось так себе. Было нервно, местами опасно, а в целом, весьма цинично и грязно. 

И вот нас в очередной раз «кидают», все договорённости летят к чертям, мы с заказчиком стоим на самой высокой точке — рядом с телевышкой. Ниже слоёным пирогом тянутся старые-старые домики, карабкающиеся по склону горы. Бушует золотая осень. Грозные сизые облака медленно проходят по пронзительному небу. Мой заказчик поворачивает голову и говорит:

– Ты понимаешь, что эти домики стоят здесь уже 250 лет. 

– Угу, — говорю. — Понимаю.

– Но самое прикольное, что нас не будет, а они всё будут стоять и стоять точно такими же, как и сейчас, и сто, и двести лет назад. 

Вот именно такую вечность я увидел в галерее «OkNo», ознакомившись с выставкой екатеринбургского фотохудожника Сергея Потеряева «Старая Утка». В сравнительно небольшом количестве объектов ему удалось передать те чувственные архетипы, что с детства делают уральца уральцем. Их не выразить словами, но легко почувствовать, глядя на черно-белые снимки городка Староуткинск. Типичный уральский город-завод, основанный в демидовские времена, да так и не нашедший себя в современности. 

Сергей ПотеряевСергей Потеряев

Светлана Шляпникова, арт-директор галереи «OkNo» согласна с тем, что неизменность уральского пейзажа и уральского духа прекрасна отражена в проекте «Старая Утка»:

– Сергей действительно снимает реальные места и ставит перед собой цель — запечатлеть реальное место. Но он вводит ещё одну составляющую — монтаж, который уже не просто отображает реальность, а соединяет несколько реальностей. Сергей отражает историю Старой Утки, но делает это очень личностно, соединяя реальность 40-50-х годов с сегодняшним состоянием этого места. Как вы можете догадаться, оно не очень сильно изменилось, как и большинство наших маленьких уральских городов. Поэтому мы даже не всегда можем увидеть границу этого монтажа. 

Светлана ШляпниковаСветлана Шляпникова

Среди объектов — фотографии конкретных мест в деревне, есть фото из семейного архива и староуткинского музея, а есть коллажи, где фотохудожник наложил изображения прошлых лет на нынешний пейзаж. 

Завершающий кадр серии — самая крупная работа на выставке. Старое групповое фото жителей посёлка наложено на современный пейзаж Старой Утки, сделанный с той же точки. Удивительно, но через рассказ своей личной истории Сергею удалось одновременно рассказать истории всех уральских городов и, похоже, всех людей, чья семейная биография была связана с уральскими заводами. 

Творческий путь Сергея, с его слов, начинался не особенно тернисто:

– Я учился на энергетика, а в УПИ проходили разные фотокроссы, — рассказывает Потеряев. — Тебе дают порядка десяти заданий, и ты за сутки должен снять по одной карточке на заданную тему. Я немножко поучаствовал и сразу победил. Потом понемножку-понемножку что-то стало получаться. 

Скромное «понемножку-понемножку» — это членство в Союзе фотохудожников России (на минуточку, к 28 годам), персональные выставки в Берлине, Дрездене, Гамбурге, это престижные фотопремии, это публикации в ведущих российских и зарубежных изданиях и кураторство в фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург), где он тоже весьма успешен.

– Мне очень понравилась организованная Сергеем выставка под названием «Около футбола», — рассказывает заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова» Кристина Горланова. — Она была достаточно цельной, изначально заявленная тема была абсолютно точно выдержанной: футбол не спорт и не индустрия, а игра, объединяющая, допустим, детей, или людей, живущих в одном дворе, и это такой fun (англ.: веселье, забава – прим. авт.). Екатеринбург станет одной из площадок проведения чемпионата мира по футболу, который состоится в следующем году, и в преддверии этого события выставка оказалась особенно нужной. Она объединила несколько проектов русских художников, которые рассказывают о том, что скрывается за мишурой большого спорта и что такое футбол на самом деле. 

– Проект «Старая Утка» ни разу не показывался в России как персональная выставка, — рассказывает куратор выставки Анастасия Богомолова. — Он показывался в различных кураторских проектах и в полном виде не демонстрировался. И когда около года назад мы начали говорить о проведении выставки под моим кураторством, то сразу стали говорить о «Старой Утке» и о том, что надо показать её иначе. Это вполне естественно, потому что это один из первых его [Сергея] полностью законченных и цельных проектов, вдумчивых, проработанных.

Внешне он кажется очень простым, но эта простота обманчива. То, как Сергей работает с изображением, даёт пищу для нескольких уровней размышления. Не только об истории этого места, но и о природе документального, что для него очень близко, поскольку он начинал как документальный фотограф, но последние год-полтора он развивается как художник, экспериментирует с различными медиа.

Тема документальности и правдивости изображения раскрывается здесь разносторонне и в полной мере. Плюс здесь очень глубокая рефлексия на тему памяти: погружение в память, замещение памяти, когда мы вспоминаем события прошлого и со временем их преображаем. Мне как куратору и как художнику тоже интересна тема памяти.

Эксперимент присутствует и в этом проекте. В одном из залов размещена видеоинсталляция. По сути дела, это единственное изображение умершего и полуразрушенного завода, только малозаметное колыхание листвы оживляет этот кадр. В то же время звуковой ряд передаёт настоящий шум реально работающего предприятия, придавая заводскому призраку иллюзию жизни. 

В «Старой Утке» старые плёночные снимки чередуются с цифровыми снимками самого Сергея.

– Плёнка и цифра — как разные кисти в арсенале художника. Когда я вижу, что проекту больше подходит плёночный формат, я снимаю на плёнку, — рассказывает Потеряев. — Мы с Фёдором Телковым делали один проект про 90-е годы. Не про фактологию, не про то, что было, а про впечатления сегодняшних 25-ти и 30-летних о том времени. Мы мало жили в то время, но мы знаем его по рассказам, книгам и фильмам, и это такой своеобразный «дикий вестерн» для нас. Мы снимали этот проект на плёночные «мыльницы», чтобы передать визуальный эффект тех лет. Проект уже показывался в разных местах. Те, кто был в Ельцин Центре на фестивале «Остров девяностых», могли его видеть на больших медиа-экранах.

Выставка для зрителей будет работать до 4 марта 2017 года. Время работы: понедельник пятница 15:00 – 19:00, суббота 14:00 – 18:00. Адрес галереи: Челябинск, ул. Сони Кривой, 79-а, ост. ЮУрГУ. Вход в галерею через студию-театр «Манекен» по системе Pay What You Want (плати, сколько хочешь).

Читайте также
Реклама на Znak.com
Новости России
Россия
Песков сообщил о «тайных» встречах Путина и Порошенко
Россия
В 2017 году рекордно подорожал картофель
Россия
Школьников в Улан-Удэ протестируют на агрессию
Россия
Посол США в России окунулся в прорубь, чтоб познать «русские традиции»
Россия
Мутко пообещал на Олимпиаде фигурное катание «просто „ух“»
Россия
Рустем Адагамов заподозрил СММ Грудинина в скупке пабликов в «ВК»
Россия
Мэр Махачкалы арестован по делу о превышении полномочий
Челябинск
Журналистов из Франции задержали на подъезде к Озерску
Россия
Депутат Госдумы заподозрил, что Facebook поместил его «в вакуум»
Россия
РПЦ против подачи записок за здравие и упокой через интернет
Россия
Париж официально отказался от борьбы за ЭКСПО-2025
Россия
Статую Свободы закрыли для посещения
Екатеринбург
Казаки и полиция перекрыли гоночную трассу на озере Балтым, где проходят соревнования
Россия
Трамп подвел итоги первого года президентства
Россия
Молдавия намерена выставить счет России за «оккупацию» Приднестровья
Россия
Пострадавшая учительница назвала причину нападения на школу в Бурятии
Россия
Кадыров за два дня «раскрутил» соцсеть Mylistory
Россия
Эрдоган заявил, что Турция начала атаку на курдов в Сирии
Россия
Екатеринбург представил во Вьетнаме заявку на «Экспо-2025»
Россия
Мэр Гданьска, где авто российских туристов забросали камнями, извинился
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно