
2017.02.21
«Крючок» для Тунгусова
Что значат следственные действия против главы Верх-Исетского района Екатеринбурга
В Екатеринбурге сегодня весь день в кабинете главы Верх-Исетского района Александра Бреденко проводились следственные действия, а вечером силовики отвезли его в следственное управление СКР по Свердловской области. Официально никаких подробностей не сообщается. По данным источника Znak.com, близкого к следствию, речь может идти о коррупции, в том числе о возможном получении взятки. Тем временем представители свердловского истеблишмента строят версии о политической подоплеке дела, учитывая давнее знакомство Бреденко с главой администрации губернатора Владимиром Тунгусовым и то, что без ведома последнего назначения руководителей районов не происходят.
О том, что в кабинете главы администрации Верх-Исетского района Александра Бреденко сегодня, 21 февраля, проводились следственные действия сообщили днем источники Znak.com в силовых кругах. В течение нескольких часов никакая официальная информация так и не появилась, в 19.00 всех журналистов, пытавшихся получить хоть какие-то сведения в райадминистрации, попросили покинуть здание в связи с окончанием работы ведомства. Около 20.00 корреспонденту Znak.com, который остался ждать на улице, удалось заметить, как к служебному входу райадминистрации подъехала тонированная газель, куда сел Бреденко. Также в автомобиль загрузили изъятые документы. По сведениям Znak.com, Александра Бреденко увезли в следственное управление СКР по Свердловской области.
Источник Znak.com, близкий к следствию утверждает, что речь может идти о коррупции, в том числе о получении взятки. Впрочем, пресс-секретарь следственного управления Александр Шульга сказал Znak.com, что пока не располагает никакими материалами по следственным мероприятиям. В региональном управлении ФСБ, сотрудники которого принимали участие в операции, также воздерживаются от комментариев.

Пресс-секретарь администрации Денис Сухоруков сообщил, что ничего не знает о следственных действиях против Бреденко. «Но в любом случае со своей стороны мы готовы предоставить всю необходимую информацию правоохранительным органам. Пока никаких запросов с их стороны не поступало», — сказал он.
Александр Бреденко работает в администрации Верх-Исетского района с 1999 года, из них семь лет (до 2011 года) — в качестве заместителя главы администрации. Таким образом, несколько лет Бреденко работал в непосредственном подчинении действующего сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба, который с 2003 по 2006 год был главой района, а затем перешел в мэрию на должность первого вице-мэра. После отставки в начале февраля 2017 года замглавы горадминистрации Евгения Липовича, который отвечал за вопросы транспорта, благоустройства и экологии, Бреденко обсуждался в качестве одного из возможных кандидатов на этот пост. По сведениям Znak.com, это обсуждалось в том числе и с Владимиром Тунгусовым, который в мае прошлого года уволился с должности замглавы горадминистрации и был назначен руководителем администрации губернатора, но пытается сохранить контроль за происходящим в мэрии.
Следственные действия в отношении Бреденко стали неожиданностью для представителей свердловского истеблишмента, которые уже начали высказывать свои версии происходящего. «Политический контроль был и остается за Владимиром Георгиевичем [Тунгусовым]. Я уверен в том, что на должность глав районов люди не ставятся без согласования с ним», — сообщил депутат гордумы Олег Хабибуллин, известный своими конфликтами с горадминистрацией. Он предполагает, что возможны три сценария развития ситуации. «Бреденко мог действительно попасться на каком-то противоправном действии, чему сейчас удивляться не приходится. Второй вариант — это давление на Якоба, который в последнее время допустил несколько промахов, что явно показала ситуация с транспортной реформой (ее перенесли с 2017 на 2019 год. — Znak.com). Третий вариант — это, собственно, попытка найти рычаги влияния на самого Тунгусова», — рассуждает Хабибуллин. По его мнению, в преддверии губернаторских выборов следственные действия могут быть использованы, чтобы попытаться ослабить влияние Тунгусова в городе.
«Такие действия чисто ради пиара не проводятся. Александр Бреденко — это не самый последний человек в городе, он долгие годы связан с командой городской администрации — с Александром Якобом и Владимиром Тунгусовым. Я думаю, что здесь дело наверняка какое-то точно будет и, судя по всему, эта операция достаточно хорошо проработана и кто-то лишится своего кресла. Правда, неизвестно, насколько на высоком уровне это кресло находится, но будет еще много интересного», — уверен депутат думы Екатеринбурга Константин Киселев. Впрочем, он напоминает, что уголовные дела против руководителя «Водоканала» Александр Ковальчика и бывшего главы Октябрьского района Александра Мирошника так и не привели к каким-либо последствиям для руководителей более высокого уровня.
«Силовики работают сейчас «в своем режиме». Это вряд ли какой-то большой план против городской администрации: у нас любой чиновник априори виноват, априори уязвим и становится интересен правоохранительным органам с того момента, как становится чиновником. У нас сейчас ни народ, ни гражданское общество на власть влияния не имеют, и, по сути, сейчас чиновников уравновешивают силовики. А они могут сделать все что угодно — на любого чиновника завести любое уголовное дело», — считает в свою очередь депутат Дмитрий Головин.
Политолог Александр Пирогов отмечает, что Бреденко является одним из наиболее «крепких» глав, и его работа в качестве главы района становилась образцово-показательной — в части уборки и состояния ЖКХ его часто ставили в пример. «Сложно комментировать следственные действия, но я не вижу какой-то политической подоплеки. Не секрет, что большинство руководителей находятся под пристальным наблюдением, и ту же самую программу по борьбе с коррупцией никто не отменял, и по этой программе довольно много чиновников — в том числе и высокопоставленных — в течение года подвергаются преследованиям», — уточняет он. По мнению Пирогова, несмотря на значимость фигуры Бреденко для Екатеринбурга, никаких последствий политического характера для администрации города пока не просматривается. «Тот же „Водоканал“ был гораздо более интересной историей с точки зрения связи с руководителями города. Но практика показывает, что никаких последствий для более высокопоставленных чиновников в 99,9% случаев это не несет. „Крючки“ достаточно слабые, и их сложно использовать. Среди руководителей все люди опытные и прекрасно понимают, как минимизировать риски, если подчиненный вдруг окажется „слабым звеном“. Система страховок на этот случай выстроена», — считает политолог.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com