«Либо уезжай, либо сам становись себе продюсером»

Как маленький инди-клуб в Челябинске становится важной культурной точкой для независимых музыкантов

Андеграундный клуб Ozz невелик, но за пять лет существования в нём отыграли музыканты почти со всего мира. Ozz — андеграунд не только в культурном смысле этого слова, но и физически: это подвал на улице Энтузиастов, в главном рок-н-ролльном пространстве Челябинска. В советские времена именно в этом квартале, возле легендарного ДК «Монолит», шла оживлённая торговля пластинками с рок-музыкой. Подпольная, естественно. 

Страница «OZZ-Underground music club (г.Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

Клуб Ozz играет важную культурную роль в Челябинске: он предоставляет начинающим музыкантам площадку, на которой можно отыграть перед зрителем тот или иной материал, оценить его реакцию, почувствовать себя звездой или, наоборот, понять, что лучше переквалифицироваться в управдомы. 

— Группа должна предоставить нам материал, если он в формате нашего клуба, молодые музыканты могут у нас выступить. Если они сыграны, конечно. Или молодой человек с акустической программой может прийти с гитарой и сыграть. Своих резидентов в Ozz’е нет, только приглашённые музыканты. Представлен самый широкий спектр жанров — от электронной музыки до экстремального металла. Даже хип-хоп у нас бывает, — делится Максим Половинкин, управляющий и арт-директор клуба. 

Игорь Королёв и Максим ПоловинкинИгорь Королёв и Максим ПоловинкинНаиль Фаттахов

Максиму Половинкину и его партнёру Игорю Королёву всегда хотелось зарабатывать деньги не просто так, а развивая культурные проекты. Эти ребята с фигурами бодибилдеров раньше были вокалистами в различных коллективах: Игорь пел в рок-группе, а Максиму была ближе альтернативная музыка. Они выступали, участвовали в различных фестивалях, но, по признанию Максима, особого успеха на музыкальном поприще не добились. 

— В Челябинске, по сути, нет шоу-бизнеса. Только сейшны на сто человек и всё, — утверждает Половинкин. — Поэтому если хочешь добиться успеха, езжай в более крупные города и добивайся. Сейчас всё возможно. 

Помимо музыкального, ребята имели опыт организации различных мероприятий и пришли к выводу, что будет проще и легче проводить их на собственной, а не арендованной площадке. В августе 2012 они открыли клуб примерно на двести человек и назвали его в честь любимого музыканта Оззи Осборна, которого в юности мечтали видеть на концерте в родном городе. Первые год-два ребятам приходилось нелегко, но вскоре их энергия и целеустремлённость принесли плоды. 

Страница «OZZ-Underground music club (г. Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

— Нужна была какая-то фокусировка, нельзя заниматься всем одновременно. У нас была и репетиционная база, и студия звукозаписи, любительская, разумеется. Сейчас мы на самом деле много работаем. Даже когда клуб закрыт, на нас лежит большой объём организационных работ. Примерно с 2005 года мы проводили концерты, и у нас наработана определённая база музыкантов, к которым мы обращаемся. Когда появился свой клуб, эта база стала ещё шире. 

Расширять помещение владельцы Ozz’а пока не планируют, по их мнению, в Челябинске это не имеет смысла: на концерты малоизвестных и/или альтернативных команд стабильно ходит от 25 до 150 человек, и этот показатель с годами не меняется. На более крупные площадки можно привозить и музыкантов покрупнее, но тогда Ozz' у придётся конкурировать с более тяжеловесными игроками, что не так интересно. Сейчас в клубе одновременно находятся от шестидесяти человек в возрасте от 18-ти до 35-ти, и владельцев такая ситуация вполне устраивает. 

Страница «OZZ-Underground music club (г. Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

— Интересно было бы открыть филиал, но нам пока не хватает серьёзности, — говорит Максим, и эта фраза иронично контрастирует с его крайне серьёзным внешним видом. В белой рубашке, бритый наголо, он этим вечером выглядит самым опрятным гостем на хард-роковом сейшне. 

Пока ребята подумывают о постепенном качественном улучшении заведения: ремонт, мебель, звук, свет, бар. Чтобы антураж был более комфортным для более взрослого посетителя. На мой вкус, для андеграундного заведения атмосфера в Ozz’е вполне себе милая и соответствует ожиданиям завсегдатаев. Однако Половинкин справедливо полагает, что культура музыкального андеграунда давно стала нормальной на Западе, у нас же вкусы широкой публики куда более консервативны, и он рассматривает возможность сделать шаг навстречу более зрелому посетителю. Сегодня тут, помимо закусок, подают горячие блюда, а в меню, помимо пива по демократическим ценам, есть и коктейли. 

— Для тех, кто слушал «Наутилус» и кому сейчас под «полтинник», эта атмосфера может показаться некомфортной, — улыбается Максим. — А когда нам будет под «полтинник» или под шестьдесят, мы будем всё понимать. 

Каждую неделю сюда приезжают музыканты из других городов, в основном, близлежащих. Для гостей из Сибири или западной части России концерт в Ozz’е, как правило, часть большого гастрольного тура. Иностранцы выступают примерно раз в месяц.

 Недавно была команда из Швеции, летом приезжали американцы, а французы вообще одно время были постоянными гостями. В апреле будет играть коллектив из Германии. Вообще же, география участников чрезвычайно широка — практически все страны Европы, были музыканты даже из Бразилии. 

Страница «OZZ-Underground music club (г. Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

Есть у клуба и свои любимчики — местные команды, которые охотно выступают в Ozz’е и у которых сложились собственные фанатские комьюнити: Dead Moroz, «КАЙМАN», Ghost Radio, Synthetic Rabbit.

— Эти группы, на мой вкус, имеют коммерческий хитовый материал, который мог бы заинтересовать продюсеров, если бы они выступали не в Челябинске, а в Москве, — считает Половинкин. — Это дорогого стоит. Не все ребята в этих коллективах идеально играют, зато умеют писать песни, а это очень важно. Одно исключение — Ghost Radio. Они играют крутую рокабильную музыку, но, с точки зрения продаж в России, они менее всех перечисленных выгодны для продюсера, поскольку поют на английском и делают довольно стандартную музыку. Dead Moroz поют по-русски, и я на второй раз практически уже запоминаю их песни, запоминаю слова и припев цепляет. «КАЙМАN» и Synthetic Rabbit — это команды, которые играют гитарный рок, не тяжёлый, и реально, блин, хиты пишут на русском языке! У них в арсенале есть как минимум по пять песен, которые можно продавать, на которые вполне можно снимать клипы, которые можно запускать в ротацию на «Нашем радио», которые можно показывать по телевидению. 

Максим Половинкин считает нынешнюю рок-сцену, представленную в больших медиа, безликой по сравнению с девяностыми, и искренне жалеет, что оригинальный материал челябинских рок-музыкантов не ротируют на радиостанциях. В Челябинске много талантливых ребят, но они не умеют продать себя. 

— Сейчас время интернета — пожалуйста, добивайтесь, — с горячностью говорит арт-директор Ozz’а. — Я сколько раз говорил музыкантам: если вы хотите пиариться и у вас нет денег на продюсера, становитесь сами, блин, продюсерами! Сейчас время YouTube — совершайте поступки, заберитесь на крышу небоскрёба, спрыгните с парашютом, играя на гитарах! Делайте какие-то вещи, чтобы о вас знал весь город. Вон, группа nobody.one играет инструментальную музыку. Чем чувак (речь о фронтмене группы Сергее Табачникове — прим. авт.) крут? Он очень хорошо понимает интернет. Его знают даже просто как блогера. А в Челябинске никто из музыкантов не занимается продвижением в социальных сетях. 

Страница «OZZ-Underground music club (г. Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

Или возьмём Сергея Шнурова. Он, конечно, талантливый тип, но если бы не его активность в социальных сетях, он бы оставался известным на уровне какой-нибудь группы «Ундервуд», собирал бы человек триста-четыреста. А сейчас, думаю, он Дворец спорта соберёт, если приедет с серьёзным концертом.

В Челябинске всё не так плохо. Просто сейчас время мировой бесплатной раскрутки. Посмотрите на блогеров? Они могут сидеть и писать где угодно, но всё равно будут интересными. Потом они едут по России и «в одну каску» собирают аудиторию в триста-четыреста человек! Почему так не делают наши музыканты? Кто в этом виноват? 

Раздражённые апатией челябинских музыкантов совладельцы Ozz’а стараются, как могут, менять ситуацию. Недавно они взяли идею Limp Bizzkit и на собственной студии смонтировали стёбное кавер-видео Break stuff силами своих постоянных посетителей. Каждый из них произносит своё собственное слово из текста песни. Все вместе оттянулись как следует, повеселились на камеру, и за четыре дня любительский клип собрал 7 тыс. просмотров на YouTube, что является очень неплохим результатом. Разумеется, клип получил много негативных отзывов, но его рекламный эффект для маленького инди-клуба, раскручивающего независимые группы, сложно переоценить. 

Страница «OZZ-Underground music club (г. Челябинск)» в соцсети «ВКонтакте»

Ребята из Ozz’а намерены и дальше продолжать хулиганить:

— Может, на Арбате сыграем в ободранных вещах, может, ещё что-нибудь сделаем. Но мы хотим, чтобы Ozz знали по всей России, — темпераментно говорит Половинкин. — Кто-то будет смеяться, кто-то прикалываться над нами, кто-то скажет, что мы пиаримся, но это всё нормально. 

Андеграундный клуб Ozz находится на улице Энтузиастов, 11б и открыт с четверга по воскресенье с семи вечера до полуночи. Впрочем, если приезжают интересные музыканты, Ozz открывает двери и в будние дни. Средняя цена на концерт местной группы — 200 рублей. Если же играет команда, ротируемая на радио, то 600 рублей. Средний чек — от 700 до 1000 рублей.

Подпишитесь на рассылку самых интересных материалов Znak.com
Новости России
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Internal Server Error
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.