
2017.03.16
«Самоубийц в органах нет!»
Заместитель прокурора Копейска — о спорах вокруг микрорайона Афон
В Копейске продолжаются судебные споры вокруг выделения земли микрорайона Афон частным инвесторам. 17 марта городской суд продолжит процесс, инициированный прокуратурой, по факту признания незаконным межевания и передачи частным лицам участков. Бывшие жители поселка и дольщики двух строящихся в Афоне многоэтажек опасаются, что процесс приведет не только к крушению бизнес-планов компаний «Инман» и «Уралстрой», но и к тому, что люди останутся без жилья.
Как сообщал Znak.com, долгие годы жителям Афона отказывали в признании права собственности на старые частные дома в микрорайоне, расположенном в центре Копейска. Появившиеся в 2014 году частные инвесторы через суд помогли гражданам получить «зеленки», добились в городской администрации выделения земли под застройку и расселили афоновцев. В начале 2016 года на двух освободившихся участках началось строительство многоэтажных домов. В ноябре в процесс вмешалась прокуратура, потребовав отменить ряд постановлений мэрии о формировании и выделении частникам земли.
Как сообщил встревоженным жителям 14 марта на организованном дольщиками и бывшими афоновцами митинге и. о. прокурора Копейска Владимир Силаев, главная претензия прокуратуры – к инвесторам, которые, используя полученные у жителей документы на дома, получили в собственность не те участки, на которых эти дома стояли, а соседние, более удобные для строительных планов. Работающий в процессе по иску к инвесторам заместитель прокурора Копейска Максим Хабибуллин также уверен: рядовым гражданам опасаться нечего. В беседе с корреспондентом Znak.com Хабибуллин подробней рассказал о позиции прокуратуры.
— Максим Радикович, проясните ситуацию с землей, на которой идет строительство. Ведь большая часть копейчан, переживающих сейчас из-за скандала вокруг Афона, – это дольщики, вложившиеся в возведение многоэтажек.
— 31 января 2017 года администрация Копейска вынесла два постановления об отмене выделения частным лицам 17 земельных участков, в том числе, действительно, с адресами по улице Фонвизина, 7 и Чаадаева 79 — это адреса, где сейчас идет строительство. Однако дольщиков даже эта отмена не коснется. Дело в том, что оба эти участка после выделения были разделены надвое, условно говоря, на кусочки один в 13 соток, другой в 9. На сегодня мы имеем, таким образом, два участка с адресом Фонвизина, 7, такая же ситуация на Чаадаева. Январское решение администрации касается тех «кусочков», на которых стройки нет. И, в любом случае, в органах нет самоубийц, чтобы покушаться на права и благополучие дольщиков, — наша работа, наоборот, состоит в защите их прав. Кстати, и в мае 2016 года, и в декабре, когда полным ходом шел судебный процесс, обе стройки стояли замороженными. Мы не собираемся лишать дольщиков жилья, наоборот, в феврале прокуратура уже внесла застройщикам представления о возобновлении строительства и предостережения о недопустимости нарушения закона о долевом строительстве.
— А бывшие жители Афона? Если ваш иск будет удовлетворен, получится, что они незаконно продавали свои дома?
— В иске вообще не идет речи о домах, и в любом случае сделки купли-продажи недвижимости не касаются этого процесса. Речь идет о земле, а не о постройках. Вообще, на мой взгляд, постановления администрации об отмене предоставления участков частникам – не более чем технический шаг, демонстрация лояльности со стороны городских властей. Оспаривать сделки купли-продажи частных домов в Афоне оснований нет, да никто этого делать и не собирается.
Инвесторы, за свой счет расселившие целый район в Копейске, рискуют остаться без земли из-за атаки прокуратуры
— Но если застройщик лишится земли, то получится, что инвесторы зря вкладывались в расселение народа? Представители ответчиков утверждают, что на это потрачено 70 млн рублей.
— В ходе судебного процесса мне не попалось ни одной бумаги, где говорилось бы, что мэрия просит кого-то расселить Афон. Ответчики действительно апеллируют к понятию расселения. Но по факту всё было оформлено иначе: с афоновцами заключались договоры купли-продажи домов, они получали за это деньги и могли как приобрести на эти суммы новое жилье, так и потратить их на любые другие нужды. Есть договоры купли-продажи, есть акты приема-передачи старого жилья — то есть мы имеем дело с обычными сделками. И, кстати, выкупали дома не застройщики, а физические лица. Сейчас их поймали на нарушениях, связанных с землей, а не с домами.
Полагаю, это их коммерческие риски, а прокуратура разбирается с тем, что наворотили при прошлом главе (напомним, передача земли частным инвесторам в свое время была одобрена главой Копейска Вячеславом Истоминым, сейчас находящимся под домашним арестом по обвинению в получении взятки и отстраненным от должности — прим. ред.).
— Представители инвесторов признавали, что сделки с жителями микрорайона оформлялись именно как покупка у них древних домов, а затем продажа им же современных квартир. С юридической точки зрения вы, наверное, правы. Но ответчики уверены в том, что за активностью прокуратуры и мэрии стоит некое третье лицо, заинтересованное в том, чтобы наложить лапу на земли Афона, избавившиеся от обременения в виде прописанных в местных хибарах людей.
— Иск родился не за один день, это результат долгой работы в течение нескольких месяцев. Мы выявили нарушения, мы намерены восстановить законное положение вещей и в своей правоте не сомневаемся, намерены отстаивать ее вплоть до Верховного суда. Что касается судьбы земли – не исключаю, что, когда законность будет восстановлена и администрация выставит Афон на аукцион, уже соблюдая все правила, выкупит эту землю тот же застройщик. И никто не будет ему препятствовать.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com