Доллар
Евро

«Такие люди доказывают, что Putin’s Russia — не страна победившего зла»

Екатерина Винокурова о деле Кирилла Серебренникова

Александр Вильф / РИА Новости

Еще несколько месяцев назад, когда информагентства дали первые сообщения об обысках в «Гоголь-центре», все происходящее казалось фантасмагорией. Кирилл Серебренников — один из самых известных и успешных российских режиссеров, равно любимый людьми самых разных политических взглядов, самого разного социального и общественного статуса, достатка и мироощущения. 

Вчера фантасмагория получила неожиданно-ожидаемое (у кого как) продолжение. Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге. Из свидетеля в деле о нарушениях траты государственных средств на проект популяризации современного искусства «Платформа» он стал обвиняемым. И вот уже у Басманного суда собираются его поклонники — от Полины Дерипаски и Светланы Бондарчук до молодых хипстеров или просто театралов, а мимо них Серебренникова ведут в наручниках.

«Охранители» уже начали атаковать Серебренникова. Вот несколько линий этой атаки. Линия первая: «это не искусство, у него на сцене обнаженные люди». Линия вторая: «как можно получать государственное финансирование и делать спектакли, не обслуживающие интересы государства?». Линия третья: «если он великий режиссер, то ему что, все можно»?

Я не читала материалы дела и, в отличие от охранителей, не собираюсь сейчас судить о расследовании по тем крупицам информации, которые известны публике.

Поговорим лучше об аргументах тех, кто выступает против Серебренникова. Начнем с мысли о том, что режиссер якобы разводил на сцене и вне ее недопустимый либерализм, получая при этом государственное финансирование.

Кирилла Серебренникова сейчас многие называют главным театральным режиссером для «креативного класса», под которым принято подразумевать отнюдь не только людей творческих профессий, а всех тех «хорошо одетых людей», которые холодным декабрьским днем 2011 года внезапно захотели чуть большего, чем сытая жизнь в стабильных нулевых, и вышли на мороз померзнуть за свободу и за право самостоятельно выбирать себе власть. За тот романтический порыв этот самый «креативный класс» уже шестой год числится главным коллективным «врагом русского народа», причем особенную ярость «охранителей» вызывают те его представители, кто, по роду своих занятий, оказывается хотя бы косвенно связан с государством. В традиционной охранительской логике те, кто получил хоть одну бюджетную копейку, становятся для государства не партнером, но обслуживающим персоналом. Он должен лизать дающую руку и, виляя хвостом, смиренно обслуживать любой госзаказ. 

Такая система взаимоотношений постепенно и неминуемо привела к тому, что значительная часть культурной продукции, производимой в России, стала попросту неудобоваримой. Унылые размашистые киноленты коллективного Михалкова на одну и ту же тему Великой Отечественной войны, помпезные статуи Церетели, «патриотические» выставки Русского военно-исторического общества про мифы о той же Великой Отечественной, бесконечные проекты на тему духовности и скреп, выставки «Романовы», «Рюриковичи» с пропагандой истории противостояния России и Запада… Все эти продукты похожи в главном. Они предельно, зубодробительно скучны. Их интересно смотреть, в общем-то, с одной точки зрения — устройства государственной пропагандистской машины в начале десятых годов. Более того, самое смешное во всей этой истории — что все эти эпические полотна подаются под соусом «наш Голливуд», «наш «Перл Харбор»», ну, а следующей попыткой будет явно «наша «Игра престолов», то есть глубоко вторичный продукт. И да, именно такие проекты в последние годы сжирают львиную часть бюджета, выделяемого российским государством на поддержку культуры.

Одновременно с этим начинается расцвет совершенно иного искусства, которое можно назвать интеллектуальным. По всему миру собирают награды российские документалисты. Дмитрий Черняков ставит оперы в Ла Скала и в Париже. Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и другие современные режиссеры — желанные и долгожданные гости на всех крупных европейских фестивалях. Выходят замечательные сериалы «Оттепель» и «Оптимисты», которые внезапно показывают советский период без пошленькой ностальгии. А притча Андрея Звягинцева «Левиафан», снятая без единой масштабной батальной сцены, номинируется на «Оскар». Оказалось, что российское интеллектуальное искусство способно собирать не только награды, но и полные залы, как в России, так и по всему миру. Без попыток сделать «наш Голливуд», «наших скаутов», «нашего Энди Уорхола» Россия показала, что способна создавать действительно уникальный и при этом массовый продукт. 

В период, когда Россия все больше уходила в изоляцию и оборону от внешних врагов, в годы, когда русских начали демонизировать — вспомним хотя бы трагикомические полосы американских газет последнего времени, — интеллектуальное искусство осталось фактически единственной российской soft power, единственным способом прорыва зоны отчуждения между Россией и остальным миром. Лицо России на международной арене сегодня — это не только несмешные шутки Марии Захаровой, но и интеллектуальное искусство, самим свои существованием доказывающее, что Putin' s Russia — это не страна победившего зла. Будь наша власть поумнее, ей бы как раз стоило научиться грамотно использовать тех же Богомолова, Серебренникова, Звягинцева в роли эмиссаров мира, людей, которые доказывают всю сложность и многогранность нынешней России, а не проклинать их с экранов гостелеканалов.

Про второй аргумент, что, мол, Серебренников, да и все остальные современные режиссеры театра и кино, — это «голые задницы» или чернуха, лучше меня объяснят профессиональные художественные критики. Скажем так, во-первых, такие обвинения звучали во все эпохи в отношении любого новаторского искусства, во-вторых, просто почитайте полное собрание сочинений да хотя бы Александра Пушкина. Классикой искусство становится с годами и веками, а для современников оно почти всегда — чрезмерное новаторство. Если бы Серебренников ставил только спектакли про «голые задницы», наверное, тысячи зрителей нашли бы себе иной способ времяпрепровождения, а аудитория Серебренникова не превышала бы среднестатистическую аудиторию стриптиз-клуба.

Наконец, с третьим аргументом («если он великий режиссер, то ему что, все можно»?) на данной стадии спорить вообще нелепо. Пока мы не видим ни доказательств со стороны обвинения, ни аргументов защиты. Можно сказать лишь одно.

Мы видели, как легким испугом в суде отделались Евгения Васильева, близкая подруга экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, которую обвиняли в хищении более 360 млн рублей (она провела в СИЗО и колонии время примерно с мая по август, после чего ее умчал в светлое будущее черный мерседес). Мы видели кадры обыска в доме главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который хранил пачки денег в обувных коробках, однако сразу после отставки оказался непричастным к уголовному делу о контрабанде. Мы видели, как амнистировали дочку главы избиркома Иркутской области Анну Шавенкову, насмерть сбившую двух женщин.

На этом фоне Кирилл Серебренников в любом случае выглядит фигурой, достойной милосердия.

И последнее. Понятно, что все внимание публики приковано именно к фигуре самого Серебренникова. Но давайте не забывать, что по этому делу обвиняют не только Серебренникова и что спасать надо не только его одного, но и генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина, бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву. 

Проклинать Масляеву за то, что пожилая женщина, у которой не было адвоката, поддалась на запугивание следствия и дала показания, лишь бы выйти из СИЗО (ее, кстати, обманули), — это означает уподобиться тем самым охранителям. Нина Масляева заслуживает милосердия, поддержки и помощи не меньше, чем все остальные фигуранты этого дела. 

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Новости России
Россия
Компания, связанная с «поваром Путина», получила госконтракт на 632 млн рублей
Россия
В Нижнем Новгороде при столкновении четырех авто пострадали 11 подростков-пешеходов
Тюмень
В Тюмени из-за взрыва газа в многоквартирном доме один человек погиб, четверо пострадали
Россия
Родителей фигурантов дел «Сети» и «Нового величия» задержали на пикете в Москве
Россия
Суд арестовал обвиняемого в причастности к убийству главы центра «Э» по Ингушетии
Санкт-Петербург
Историк Соколов пишет в центре психиатрии книгу-исповедь
Россия
Глава Ставрополья объявил 31 декабря выходным днем
Россия
В России весной 2020 года изменится состав документов на автомобиль
Россия
В Москве из-за лжеминирований пришлось эвакуировать 110 тысяч человек
Россия
Егор Жуков заявил, что намерен дальше заниматься политикой
Россия
В Бурятии родители оставили ребенка на ночь одного. Он пошел их искать и сломал ногу
Мэр Липецка Евгения Уваркина
Россия
Мэр Липецка с матом осмотрела благоустройство парка
Россия
В России число смертей от отравления алкоголем выросло почти на 12%
Россия
В Москве автомобиль сбил пешеходов и врезался в вестибюль метро
Тюмень
Егор Крид пожаловался Урганту на родительский комитет Тюмени
Санкт-Петербург
В Ленинградской области чиновница матом призвала молодежь больше работать
Илон Маск
Россия
Суд признал Илона Маска невиновным в клевете из-за твита о дайвере-«педофиле»
Россия
ВТБ и пресс-секретарь Медведева прокомментировали расследование Навального о бизнес-джетах
Россия
Spiegel узнал о расследовании в отношении Петрова и Боширова по «делу Скрипаля» в Германии
Россия
«Нафтогаз» выдвинул требования к РФ, при выполнении которых отзовет иски к «Газпрому»
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно