Доллар
Евро

«Лучше что-то делать, чем сдрейфить»

Художница Алиса Горшенина — о том, как из крохотной деревни попасть на крупнейшие выставки

Алиса Горшенина известна по совершенно дикой истории, случившейся в Нижнем Тагиле, когда она, будучи студенткой тамошнего Худграфа, решила расписать обветшавший забор вуза изображениями обнажённых женщин с нимбом. Абсолютно целомудренными, кстати. Пока Алиса рисовала, ей и слова никто не сказал. Но на следующий же день разразилась буря: оскорбленные моралисты обвинили девушку в кощунстве, порнографии и ещё чём-то, совершенно не имеющим отношения к её художественной реальности. Хватало и обвинений в том, что Алиса сделала роспись исключительно для того, чтобы получить известность или «хайпануть», как это модно называть сейчас в молодёжных кругах.

Известность, полученная благодаря столкновению с полицией, — это так себе удовольствие. Между тем Alice Hualice — таков её творческий псевдоним — очень самобытный художник, работающий с объектами из текстиля и керамики, и иллюстратор. Сейчас она экспериментирует с видео-артом и выставляется в самых крутых пространствах, о которых многие художники и мечтать не могут. Например, её работы были представлены на Третьей индустриальной биеннале (2015, Екатеринбург), в рамках международного проекта «Remake», и Триеннале современного искусства в музее «Гараж» (Москва, 2017). 

Разумеется, приезд Алисы в Челябинск — большой подарок для тех, кто увлекается современным искусством. Спасибо екатеринбургской Alvitr Gallery, развернувшей бурную деятельность в Челябинске. Сама Алиса выглядит и разговаривает как совершенно потустороннее существо, ангел. Её очаровательная непосредственность совершенно покорила тех, кто пришёл на встречу. Не помешал даже затянувшийся хронометраж события, публика почти два часа заворожённо слушала исповедь художницы, а потом ещё осталась пить чай и задавать вопросы.

Znak.com приводит избранные места выступления Алисы Горшениной перед челябинской публикой.

О самом начале 

— Вечерами в общежитии я не знала, чем себя занять, и очень много рисовала. Как-то раз нашла кусок какой-то белой ткани, нитки и так совпал момент… После того, как я сшила первый объект, подумала, что люди никогда ещё не называли сшитые вещи «искусством». Тогда я думала, что открыла что-то новое и неизвестное, у меня была эйфория: «Ну, до этого ещё точно никто не додумался». Разумеется, впоследствии оказалось, что таких художников был миллион и я ничего нового не открыла. Так что теперь я пытаюсь абстрагироваться от этой мысли и пытаться делать что-то новое.

Я делаю одежду для кукол и очень серьёзно к этому отношусь, продолжаю заниматься графикой и стрит-артом, создаю большие текстильные объекты. Мне кажется, любому художнику хочется делать масштабные работы. Мне хочется очутиться внутри своих работ, внутри того, что ты создаёшь. Именно поэтому многие вещи, которые я создаю, пытаюсь надеть на себя. 

Часто шью маски, это такая тотемная тема, связанная с детством, со становлением человека в очень узком кругу. Я жила в очень маленькой деревне, и когда ты знаешь всех людей, то ощущаешь себя совсем не так, как здесь, в большом городе. Там тебе кажется, что ты живешь в одной большой семье. Эта тема часто мелькает в моих работах.

О стрит-арте

— Сейчас я перестала заниматься стрит-артом, но когда я только пробиралась в творческую тусовку своего города, из меня он просто фонтанировал. Наверное, я хотела заявить о себе, сейчас это желание ушло, но тогда оно было сильным. 

Сейчас я выбираю места, пусть и не столь людные, но главное, чтобы они были говорящими. Это уже не иллюстрация, которую я хочу поместить в среду, а некая идея, тема, чтобы человек шёл-шёл и задумался. Авторскую подпись я сейчас уже не оставляю, потому что меня за это ищет милиция, на меня было заведено уголовное дело. 

Это совсем недавний стрит-арт. Тут вряд ли кто-то задумался, потому что на следующий день этот лифчик сняли. Раньше женская грудь была в разряде табу. Сейчас взгляд на неё стал более раскрепощённым, но в России не так, как за рубежом. Этим объектом я показала взбунтовавшуюся женщину в провинции, далеко за пределами Москвы или другого преуспевающего города. Она шла по улице и сорвала с себя лифчик, поставив точку на том, что её сковывало столько лет. 

О митингах

— Митинги докатились и до нашего города. Я думала, что у нас такой тихий провинциальный городок, всё в нём тихо, да гладко, но оказалось, нет. Людям стало скучно на заводах, и они начали ходить на митинги. Митинги длились очень долго, и меня это пугало, я боюсь людей, которые яростно пытаются высказать кому-то своё мнение. Когда это всё утихомирилось, я решила выйти на улицу. 

Это наша театральная площадь. Я надела на кукол маски, чтобы передать страх. Людей в масках ведь боятся. Это модель митинга, правда, у меня было мало кукол, но сымитировать, вроде, получилось. Я разместила эти фото в своих аккаунтах в соцсетях, подписав, что у кукол тоже есть своё мнение, они имеют на него такое же право, как и люди. Выражать своё мнение в виде митингов — это глупо, в моём понимании. Можно идти с пустыми транспарантами, а эффект будет тот же. Не думаю, что написанное там имеет какое-то значение. Думаю, проблемы можно решать немножечко по-другому. 

О дизайне одежды

— Я занимаюсь дизайном одежды, но это сомнительный дизайн, поэтому эту одежду ношу только я. Не продаю эти работы. 

О преодолении ограничений 

— Я с детства люблю рисовать. Не так давно начала делать иллюстрации и начала рисовать левой рукой, хоть я и правша. Мне надоели ровные линии, и я не могла «сломать руку», чтобы она как-то интересно стала рисовать. Поэтому начала рисовать левой. Ну и через полгода научилась рисовать левой рукой (смеётся). Подумала: что же делать? Ногой? Ну это уже как-то слишком. Я начала рисовать вслепую и правой, и левой рукой. Стало получаться. Мне нравится бессознательное рисование, потому что оно другое. В иллюстрации я экспериментирую таким путём. 

О подъездном искусстве 

— Одна моя знакомая сделала проект «Арт-падик» («падик» на петербургском сленге означает «парадный подъезд» — прим. авт.). Арт-группа, в которую она входила, арендовала помещение в подвале и часть подъезда тоже досталась им. Основная выставка «Арт-падика» проходила в этом подъезде, с работ снимались копии и потом эти копии раздавались по городским подъездам. Заходишь в подъезд — а у тебя там выставка. 

В рамках «Арт-падика» я выставлялась с проектом «Гнездо», где собрана коллекция персонажей, встречавшихся мне в тех подъездах, где я жила. Я очень часто переезжала, потому что мои родители не сидят на месте. «Гнездо» рождает ассоциацию с домом, с ульем, поэтому я назвала выставку так. 

О первой серьезной выставке

— После того, как я вышла из арт-группы Second Hand, меня пригласили на Бажов-фест. На самом деле, это было серьёзное мероприятие, проходившее в [екатеринбургском] ГЦСИ («Государственном центре современного искусства»; помимо Алисы там принимали участие такие известные деятели современного российского искусства, как Павел Пепперштейн, Олег Кулик, Владимир Дубосарский, Александр Флоренский, Андрей Бартенев, Пахом и другие — прим. авт.). 

Там я представляла «Шарлотту» — скульптуру-римейк на творчество Луизы Буржуа, которая была трансформирована для другой выставки. Я показывала свои тотемные объекты, работы из серии «Уральская кома» и всё, что с этим связано. 

Суть этой выставки была в формировании новых уральских мифов. Старые мифы, написанные Бажовым, мы все знаем. А какие новые мифы? Есть ли они вообще? Мы размышляли на эту тему. Какая мистика существует на Урале? Какой вижу её я? 

 О покорении Москвы

— Триеннале современного искусства — это прямо собрание современного российского искусства (состоялось в этом году в московском музее «Гараж» — прим. авт.). Событие, конечно, невероятное. Художники со всей России выставлялись там со своими ключевыми проектами. Там была и Настя Богомолова из Челябинска. На этой выставке была директория «Мастер-фигура», посвящённая пяти художникам, которые так или иначе повлияли на искусство регионов. Так вышло, что в этой категории был поэт Дмитрий Пригов, который как художник никак на меня не повлиял. 

Когда я заканчивала Худграф, написала диплом по Дмитрию Пригову, потому что он очень нравился мне как поэт, не как художник. Я решила сделать книгу, посвящённую ему, сшила куклу, пыталась делать какие-то раскадровки с ней. Книга вышла не такой, как мне хотелось, но миниатюра Пригова у меня осталась. 

Я начала везде брать её с собой, везде фотографировать; она стала моим талисманом. Некоторое время я жила в Москве совсем одна. Помните фильм «Изгой», где человек, оказавшись на необитаемом острове, разговаривал с мячом? Я так же представляла, что Москва для меня такой необитаемый остров и разговаривала с Приговым. На Триеннале я выставляла его. 

О квартирнике

— Я долго не могла открыться тагильской публике, потому что было много конфликтов. Постоянно куда-то выезжать и там выставляться — всегда проще, чем выставиться в своём городе. Потом я поняла, что лучше что-то делать, чем сдрейфить и ничего не делать. Я долго искала помещение и в итоге решила сделать выставку прямо у себя в квартире. Это получилось от безысходности, потому что все пространства у нас в городе сейчас получили категорию 0+. Поэтому меня не пустили ни в одно пространство. 

Современное искусство, вроде бы, свободно, но на самом деле существуют рамки. На всех выставках, о которых я рассказывала, чувствовалась камерность, всегда была какая-то… цензура. А эта выставка стала моей любимой. Во-первых, я повесила афишу прямо на свой подъезд, никаких ограничений для меня не было, я просто смогла достать из шкафа всё, что у меня накопилось, и выбросить это на стены. 

О будущем

— Сейчас мы готовим проект под названием «Мы с тобой одной крови». Это как раз одна из моих придумок про семью, попытка показать, что мы чем-то связаны. В этом проекте я размышляю о том, что женщины в моей семье всегда шили, бабушка зарабатывала этим, шила одежду на заказ, мама, сестра — они умеют хорошо шить. На мне этот ген шитья немного мутировал и дал сбой. Я тоже связана с текстилем, но иначе. Я себя приписываю к ним, но на самом деле я не такая. 

Новости России
Россия
В Кремле заявили об отсутствии «судьбоносного прорыва» на саммите в «нормандском формате»
Санкт-Петербург
В Петербурге мать пыталась выкинуть двухлетнюю дочь из окна, чтобы «сделать ангелом»
Россия
Минюст до 15 января рассмотрит вопрос об исключении ФБК из списка иноагентов
Россия
В России четверть школ запретили использовать мобильные телефоны на уроках
Россия
В Омске мальчику в ноги вросла гречка. Отчим в наказание ставил его на крупу
Россия
В России из 68 фильмов, получивших господдержку, в прокате окупились восемь
Россия
В Москве с 28 ноября из-за лжеминирований было эвакуировано 360 тыс. человек
Екатеринбург
На Урале 15 фанатов Макса Коржа пострадали в ДТП с автобусом
Россия
В Тульской области осудили хозяев «кота-наркокурьера»
Тюмень
В Тюмени при пожаре в наркодиспансере пострадали 13 человек, один погиб
Андрей Сахаров
Россия
30 лет со дня смерти Андрея Сахарова. Вспоминаем его идеи, актуальные до сих пор
Россия
В России хотят ввести уголовную ответственность для уклоняющихся от лечения наркоманов
Россия
В Шахтах «учитель года» обматерил ученика, поспорившего с депутатом-единороссом
Россия
Из машины бухгалтера Facebook украли жесткие диски с информацией о 29 тыс. сотрудниках
Россия
Суд Киева арестовал подозреваемую в убийстве журналиста Павла Шеремета
Россия
В Калуге мужчина обстрелял маршрутку
Россия
В Мурманской области наледь с крыши школы упала на учениц
Россия
Один из фигурантов дела о протестах в Ингушетии получил реальный срок
Санкт-Петербург
Петербургские мундепы вызвали полицию, чтобы скрыть утверждение бюджета от жителей
Россия
В Москве прошел пикет в поддержку законопроекта о домашнем насилии
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно