Доллар
Евро

Интеллектуальный эротизм

Петербуржская художница расширяет границы восприятия тела. Получается умно

В выставочном зале Союза художников открылась выставка фотографий известного петербургского художника-концептуалиста Юлии Безштанко «Протогея». Философски насыщенный вернисаж — подарок для тех, кто считает себя интеллектуалом и кому не хватает в Челябинске сложного концептуального искусства.

Это уже шестая выставка проекта «ФотоТело», организованного кураторской группой Soft Focus. Юлия Безштанко очень сильно отличается от фотохудожников, представленных в рамках проекта ранее. Она, кажется, настолько дистанцирована от телесности как таковой, настолько погружена в эстетический поиск, что демонстрируемая ею фактура кожи вполне могла бы быть равна внутренней поверхности цветка или раковины. Неожиданным образом сочетая, например, изображения какао-боба и деталей человеческого тела, Безштанко добивается удивительного эффекта расширения восприятия. Её камера видит человеческое тело, как лилипут видит монструозное тело гиганта: подробно, придирчиво, с нарочитым вниманием к фактуре.

В Челябинске завершает свою работу уникальная фотовыставка уральского отшельника

Вот как описывают творческий подход Юлии кураторы выставки «Протогея»: «Она меняет содержание понятия „тело/плоть“ от классического, имеющего в виду лишь человеческое тело, до барочного, вбирающего всю плоть мира и одновременно поглощенного ею. Барочная эстетика суммирована и философски осмыслена в трудах новоевропейского философа Г. В. Лейбница. „Протогея“ его книга и его концепция Первоземли, первоматерии, еще не распавшейся на отдельные тела и фигуры, но несущей в себе все возможные формы и состояния, как поток».

Один из членов кураторской группы Soft Focus, организовавшей выставку, известный киновед Ольга Конфедерат следующим образом охарактеризовала особенности творческого почерка художника и её участие в проекте: 

— Несколько лет назад, не вспомню, сколько именно, я увидела в галерее OkNo выставку Юлии Безштанко под названием «Каталог тела». Я увидела эти огромные элементы, напоминавшие ландшафт, и мне это очень запало в душу. Позже, когда мы стали делать проект «ФотоТело», поняли, что Юлия Безштанко должна стать ключевым автором этого проекта, потому что её концепция тела очень точно выражает то, что мы сами думаем по поводу фотографического подхода к телу. Слова «философский» и «концептуальный» будут тут выглядеть очень корявыми, но они очень точно передают то, с какой мыслью, с каким пониманием не частностей телесной судьбы, а именно философии тела работает Юлия. 

Думаю, что без этого автора наш проект не состоялся, был бы неполным. Конечно, те выставки, что были у нас, и те, что ещё будут проходить, очень интересно развивают тему, но Юлия берёт самое важное в том, как мы понимаем фото-тело. 

Мне кажется очень ловким сравнить предыдущую выставку проекта «День шестой» Сергея Жаткова и эту выставку. Они следуют друг за другом, и даже когда мы делали афишу, то вынуждены были отказаться от первоначального замысла, потому что уж слишком напоминает Жаткова (улыбается). Но между тем, что делает Юлия, и тем, что делает Жатков, большая разница, даже если мы рассматриваем сходные работы. Жатков формует плоть, и под его работы прекрасно легли ставшие классическими библейские имена и образы Адама, Евы, Исаака. Юлия же опускает плоть в какое-то очень свободное агрегатное состояние, она течёт, плавится, теряет форму. И это очень женский взгляд. Она видит исключительно молекулярный и энергийный состав тела. Сергей Жатков видит его как прекрасную форму, даже фрагменты тел в его исполнении имеют отточенную форму. А Юлия берёт тело как материю, которая ещё не оформилась, как фалесовская вода (имеется в виду Фалес из Милета, древнегреческий натурфилософ — прим. авт.), которая ищет свои берега и течёт, наслаждаясь своей бесформенностью. Эта философия прото-тела, прото-материи, прото-Геи. 

Я не скажу, что эта выставка выбивается из проекта, скорее, она уходит на один-два-три уровня глубже в философии тела и его моделировании в искусстве. Это не означает, что она очень умна. Она очень мудра. 

Анна Леготина, куратор галереи OkNo, которая познакомила челябинцев с выставкой Безштанко «Каталог тела», поделилась своими впечатлениями:

— Наверное, я не смогу отделаться от своего первого опыта знакомства с творчеством Юлии. Для меня «Каталог тела» была не просто личной, а интимной и даже немного эротичной выставкой. Сегодня я пришла посмотреть, в каком направлении развиваются творческие идеи Юлии, и поняла, что здесь совершенно нет того момента, который меня тогда смущал. Наверное, самое главное, что я увидела сегодня — это исследование. По большому счёту, это всё — исследование, художественный акт, связанный с интеллектуальным поиском, по большей части. В этом смысле, мне кажется, что всё это очень интересная история. Она весьма абстрактна. 

В Челябинске проходит фотовыставка, исследующая грани телесного

Для зрителя — а сегодня я присутствую здесь именно, как зритель — она сегодня не рождает прямых ассоциаций, скорее, это — чистая красота линии, чистая красота формы… О-о-очень эстетская. Несмотря на сложность Каминного зала [как выставочного пространства], выглядит выставка сдержанно и действительно очень достойно. 

Ну и любовь к деталям, то, что как раз выделяет психотип художника. Когда художнику интересно всё, когда любая мелочь, самая, казалось бы, несущественная деталь тела, его окружения, предметов, других людей становится точкой, от которой разворачивается художественный образ. В этом смысле, мне кажется, что Юлия — очень интересный и внимательный художник, умеющий вдумчиво заглянуть в себя. Она — внутри. 

Сама Юлия Безштанко не вполне согласна с тем, как искусствовед сравнила две её выставки:

— Я не считаю свою первую выставку эротической, как-то сомневаюсь в этом. Эта выставка мне кажется более эротичной. В «Каталоге тела», в основном, были абстрактные фотографии, они для меня несли меньше эротизма, а здесь они более узнаваемы. Именно этих изгибов, которые считались бы эротичными, в той выставке было меньше. 

— Почему так много японских иероглифов и стихов сопровождают ваши работы?

— Хокку и танка мне показались самым идеальным описанием моих фотографий. Краткие объёмные высказывания японской поэзии мне очень близки. Я написала их на кальке, получился аналог татуировки. 

— На открытии прозвучали имена Делёза и Лейбница, вашу выставку представили как очень философски нагруженную. Вас двигала в творческом поиске философия или эстетика?

— Конечно, эстетика. Уже потом Светлана Ветрова (член кураторской группы Soft Focus — прим. авт.) рассказала мне об описании «складки» у Делёза и я поняла: это именно то, о чём я всегда хотела говорить. Вся моя затея с творчеством перекликается с этой глубочайшей мыслью Делёза. 

Делёзовская концепция, о которой говорит Юлия, подробно объяснена кураторами из Soft Focus: «Складка — это и мгновенный рисунок, образованный живой материей в движении, и свидетельство целостности этой материи, ни в одной своей части не подверженной разрыву. Какие бы различные формы ни принимала плоть — мужское тело, женское тело, тело какао боба, рыхлой земли, древесной коры, шелковистой кальки, капли китайской туши, все это прихотливые складки одной непрерывной ткани — материи мира. То, что кажется границей — лишь тень перехода». 

В экспозицию выставки включены фотографические серии «Описание тела по Свифту» (2007), «Корни» (2008), «Складки» (2007), «Чаши» (2010), «Из глубины» (2017), «Протогея» (2010). Впервые в Челябинске выставлены авторские книги Юлии Безштанко.

Выставка продлится до 28 сентября. Адрес: Челябинск, ул. Цвиллинга, 34. Тел.: 266-46-94, 263-16-74.

Читайте также
Реклама на Znak.com
Новости России
Россия
Игрок египетской сборной Мохаммед Салах стал почетным гражданином Чеченской республики
Россия
В Нижнем Новгороде заасфальтировали яму, в которой сфотографировались иностранные фанаты
Россия
РБК: В «Единой России» запретили критиковать пенсионную реформу
Россия
Фигурант дела «Сети», который заявлял, что к нему применялись пытки, дал первое интервью
Россия
Взрыв газа в Татарстане: восемь человек пострадали, один из них скончался в больнице
Россия
BBC рассказал, кто добивался ухода Василия Уткина с Первого канала
Россия
СМИ: В Ростове из-за «крышевания» дилера уволены все сотрудники антинаркотического отдела
Поэт Наум Коржавин
Россия
Умер поэт Наум Коржавин
Россия
В Белоруссии БМП раздавила легковушку. Водителя автомобиля зажало в салоне
Россия
В Москве шестеро мужчин задержаны за драку на территории отдела ФСБ
Россия
Владимир Познер — о проблемах медиа, освещении чемпионата мира и свободе вместо колбасы
Россия
Протоирей РПЦ объявил, что повышение пенсионного возраста — это наказание за грехи
Россия
В Тульской детской библиотеке повесили картину со святым Путиным на колеснице
Россия
Как выбирать онлайн-кассу: смарт-терминалы против «автономок»
Россия
О чем говорят последние назначения в администрации президента
Россия
Замдиректора Ельцин Центра: Валентин Юмашев является советником президента уже 18 лет
Россия
Президент назначил секретаря Совета безопасности
Валентин Юмашев и Татьяна Дьяченко
Россия
Владимир Путин назначил советником президента зятя Бориса Ельцина
Россия
Путин подписал указ о новых назначениях в администрации президента
Россия
Путин переназначил начальника Управления внутренней политики АП
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно