Доллар
Евро

Вторжение-2017

В Историческом музее Южного Урала завершил работу резонансный арт-проект, посвященный осмыслению русской революции

Челябинск — город многих событий, инициированных молодыми художниками, — людьми, чьи работы принято называть «современным искусством». Грех жаловаться: челябинские любители и знатоки актуального творчества имеют возможность посещать арт-салоны и частные галереи, фестивали литературного, изобразительного и прочего искусства под знаком «Made in Today». Кажется, актуальный срез культуры налицо — есть те, кто производит новые ценности, есть те, кому это интересно. 

Правда, иногда то, что видится зрителю как новое, — умелая мистификация и даже откровенная халтура, выдающая себя под соусом концептуальности за подлинное (по бендеровской формуле: «Я так вижу!»). Иногда это настоящее творческое высказывание, в котором ощущается и талант, и глубина мысли становящегося художника. В любом случае нужно признать: на поверхности культурной жизни города, и тем более региона, след подобных событий — увы! — не слишком ощутим — он гасится инерцией стереотипных предпочтений массового потребителя культуры. 

Вот и сейчас, в октябре 2017-го, создан очередной творческий прецедент: в музейно-выставочном центре Государственного исторического музея Южного Урала реализован проект «ZOOM 100: вторжение». 

Организован проект группой молодых челябинских художников и посвящен 100-летию Октябрьской революции 1917 года. Надо сказать, очередное вторжение нового прошло, как всегда, незаметно. Между тем оно достойно бóльшего внимания как явление знаковое и ценное: ведь проект свидетельствует о качественных изменениях, происходящих в челябинском творческом сообществе.

Что представляет собой экспозиция? Довольно камерное и композиционно дискретное пространство: два небольших зала-прямоугольника под углом друг к другу. Не место и не время здесь указывать на недостаточную семантическую цельность экспозиции — просто потому, что в Челябинске до сих пор по определению не существует ни одной большой выставочной площадки, предназначенной специально для экспозиций «современки». В то же время каждый профессиональной галерист скажет, что новые виды творческой практики (а к ним можно отнести и объемные инсталляции, и «средовые» проекты, и проведение перформансов или хэппенингов) предполагают совсем иную модель пространственной организации. 

Несмотря на это обстоятельство, создатели выставки попытались устранить смысловые и ритмические разрывы экспозиции. Роль объединяющего центра для всех экспонатов сыграла инсталляция «Речь вождя» (автор Лена Левина).

 В ее основе — идея энергийного импульса, которым становится звучащее харизматичное слово-идеологема, посылаемое народным массам из «рупора» эпохи. Таким образом, все строится вокруг знака — месседжа революции, затягивающего в свою орбиту «стихийные силы» истории — народ: красные лучи-линии проволочными нитями пронизывают пространство залов и протягиваются во все стороны, объединяя тем самым все остальные экспонаты явными и прочными узами внутреннего единства. 

Фрагмент инсталляции «Речь вождя». Автор — Лена ЛевинаФрагмент инсталляции «Речь вождя». Автор — Лена Левина

«Речь вождя» — первый и важный знак того, что принципиально отличает проект «Вторжение» от многих аналогичных городских выставок. Здесь нет привычной, ставшей уже шаблонной, эмблематики события: Революция — алый стяг — серп и молот — рабочий — красноармеец — крестьянин — голод — разруха — смерть… Здесь есть качественно новый уровень художественного обобщения, определяемый иным качеством творческого переживания. 

Скажем, три графических листа «Боги и герои революции» (автор Ольга Гражданкина).

С одной стороны, в них вполне очевидна историческая отсылка к образам революционной эпохи: это люди воевавшие, страдавшие, прозревавшие страшное время своей жизни. В то же время историческая конкретность в графике Гражданкиной уступает место обобщению образа до уровня архетипа. 

Не красноармеец как типаж эпохи, но — Воин; не интеллигент как «совесть мировой революции», но — Мыслитель; не русская баба, лишенная дома, семьи и кормильца, но — Мать. Архетипичен сам язык работ: при взгляде на них в памяти сразу всплывают образы архаичной героики тавромахий в духе П. Пикассо, созданных в предреволюционную и предвоенную эпоху (1900–1910 годы). Массивность, тяжеловесность, скульптурная «граненость» тела, которая подчеркивает нарочитую огрубленность формы, порождает мысль о «строительном материале» истории; монохромность усиливает графическую выразительность силуэта-архетипа.

Ольга Гражданкина. "Боги и герои революции". Триптих. Слева направо: "Воин", "Мыслитель", "Мать"Ольга Гражданкина. «Боги и герои революции». Триптих. Слева направо: «Воин», «Мыслитель», «Мать»

Обобщенная иконическая трактовка присуща и работам скульптора Павла Пахарукова (серия «Снаряды»). Его «лексикон» революции складывается из орудий убийства — знаков смерти и гибели, разрушения мира и единичного существования. Ядра и патроны, мины времен Первой мировой, на другом полюсе — архаические палицы и копья…

Древние и «новые» образы уничтожения проявляют в глиняных композициях Пахарукова одинаковые семантические свойства: становятся сакральными атрибутами Жертвоприношения — времени, эпохе, стране, народу. 

Не случайно иные орудия облечены в форму ритуальных сосудов; конфигурация других складывается в крестообразный контур, усиливая символический подтекст. Тема пассионов объединяет все произведения. Одновременно автор дает ссылки на современность, противопоставляя грубой, лапидарной ясности «старых» орудий убийства изощренный цинизм новых. Взгляд притягивает ядро, рядящееся в детский мячик, — изящная игрушка смерти, которая скрывается за обманчивой улыбкой мира.

Павел Пахаруков. "Ритуальные сосуды". Из серии "Снаряды"Павел Пахаруков. «Ритуальные сосуды». Из серии «Снаряды»
Павел Пахаруков. "Ядра". Из серии "Снаряды"Павел Пахаруков. «Ядра». Из серии «Снаряды»

Еще одно ценное свойство отличает работы «Вторжения» — в них ощутима контекстуальная связь с традицией. При этом речь здесь идет о традиции авангардной, неклассической; традиции, сформированной художниками ХХ столетия и принадлежавшими времени революционных и военных потрясений. Это очень важный знак. Как-то так случилось, что в постсоветской России образы Революции всегда так или иначе соотносились с соцреалистическими канонами — словарем тем и образов, композиционными принципами, выразительными приемами. Художники 1990–2000-х многократно цитировали либо шаржировали «реальный» советский взгляд на эпоху, оперируя его культурными кодами: Ленин, красная кавалерия, штурм Зимнего, Чапаев…

В работах нового поколения художников привлекает желание реконструировать миропереживание человека из 1910-х годов — экспрессивное, лишенное рациональной цельности, полифоничное, сотканное из предчувствий и страхов, теней и снов мирового хаоса. 

Время революции породило новый художественный язык — язык неклассики, максимально полно отразивший иную, только нарождающуюся, систему эстетических координат.  Лишь неклассика могла справиться с задачей объемного отображения той исторической реальности, в которую был погружен человек эпохи. 

Революционные по сути открытия, альтернативные академической традиции (а к ним можно отнести новые художественные техники, материалы, способы зрительной организации изображения), обнаруживаются и в структуре произведений авторов «Вторжения». Так, композиции Ольги Антипиной вызывают прямые аналогии с авангардной иконологией и кинематографом. Старая оконная рама в работе «Портрет революционера» ассоциируется с иконографическими мотивами К. Петрова-Водкина: поле изображения трансформируется в пространство иконы, в часть иконостаса, благодаря чему образ борца революции сакрализуется и преображается в религиозно-символический (архангел мировой бури). Иллюзорные оконные рамы в диптихе «Исход» дробят изображение по принципу киномонтажа, кадрового сочленения визуальных планов (от дальнего до крупного), что привносит в работу смысловую многомерность. 

Безусловной удачей воспринимается диптих Ольги Гражданкиной «К истокам», в котором присутствие авангардного высказывания ощутимо наиболее остро. Примененная автором техника воссоздает на поверхности листа эффект фроттажа: вертикально удлиненные плоскости деревянных досок — скрижалей — створ приобретают удивительную многослойность визуальной и семантической структуры. Если на первом листе они воспринимаются как метафора глубинного временнóго и духовного раскола в декорациях разрухи (сквозь них проступает неявный, но читаемый контур Богородицы), то на втором уже выполняют роль «стен» динамической воронки, затягивающей в свою бездну человеческое дитя, одинокое перед лицом вечности.   

Мостиком к постнеклассическим технологиям искусства служат работы Алисы Гореловой — серия «В коробке», выполненная с использованием земли и металла в виде объемных инсталляций и графических листов. 

В этих композициях очевидно стремление автора противопоставить искусственное и живое, внедрить в материальную структуру произведения органическое, переживающее насильственное воздействие внешней среды, буквальное вторжение времени и эпохи в органическую жизнь человека. 

Алиса Горелова. Серия "В коробке" (фрагмент скульптуры)Алиса Горелова. Серия «В коробке» (фрагмент скульптуры)

Несмотря на камерные масштабы, проект «ZOOM 100: вторжение» серьезен и глубок. В нем обнаруживается и профессиональная оснащенность художников, и их готовность к творческому эксперименту, и погруженность в реальность искусства. Последнее едва ли не самое главное. Молодые челябинцы сумели преодолеть разрыв между актуальным опытом творчества и новыми арт-практиками. Современное искусство процессуально во всех смыслах этого слова: оно нацелено на живое, длящееся творческое переживание мира (социума, среды), на авторефлексию в рамках традиций и новаций. В этом плане опыт «Вторжения» достоин поддержки и уважения. Проведенные в рамках проекта мастер-классы, поэтические чтения, дискуссии, перформанс выявили способность авторов выставки резонировать креативным вызовам времени. 

Важно само желание новых художников искать и находить себя в той точке культуры, к которой они причастны. 

Это — серьезная заявка на обновление художественной жизни города. Остается верить, что представленный проект выльется во что-то бóльшее — быть может, в осмысленное и социально значимое движение актуального творчества. Почему бы нет?

Читайте также
Реклама на Znak.com
Новости России
Россия
«Русал» считает недействительным уведомление от Crispian о продаже доли в «Норникеле»
Егор Борисов, глава Якутии
Россия
Глава Якутии с помощником устроили дебош в самолете, угрожая экипажу увольнением
В свое время акции в защиту Химкинского леса стали предтечей протестных митингов 2011-2012 года
Россия
В Подмосковье созрел новый конфликт: «Химкинский лес» повторяется
Россия
CAS открыл «допинговое» дело керлингиста Александра Крушельницкого
Россия
Художник Полисский дал разъяснения по поводу сожжения макета готического здания
Россия
Рамзан Кадыров заявил, что напавший на церковь в Кизляре — не мусульманин
Россия
Озвучены темы предвыборных роликов Путина. Сам он в них не снимался
Россия
«Коммерсантъ»: Дерипаска уйдет с поста президента двух компаний
Россия
Стало известно, когда правительство пересядет на машины проекта «Кортеж»
Россия
В РПЦ заявили, что могут исправить сексуальную ориентацию геям
Россия
Боевики ИГИЛ взяли на себя ответственность за расстрел людей в Дагестане
Россия
Установлена личность мужчины, расстрелявшего прихожан в Дагестане
Россия
В Дагестане неизвестный расстрелял толпу на Масленице. Есть погибшие
Россия
Керимов договорился с Ананьевыми о покупке банка «Возрождение»
Россия
Суд не стал приостанавливать санацию Промсвязьбанка
Россия
СМИ сообщили о следах мельдония в допинг-пробе керлингиста Крушельницкого
Россия
В Калужской области на Масленицу сожгли макет католического собора
Россия
Пассажирский самолет разбился в Иране
Россия
Россиянам могут разрешить участие в закрытии Олимпиады с национальным флагом
Россия
В США проходят митинги за ужесточение контроля над продажей оружия
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно