Доллар
Евро

«Гнездо глухаря»

В челябинском Камерном театре показали, как мало изменились мы с брежневских времен

Зульфия Дзюба и Михаил ЯковлевМарат Муллыев / архив Камерного театра

Камерный театр предложил челябинцам новую премьеру — бессменный главреж театра Виктория Мещанинова поставила пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». Честно говоря, многие ждали появления спектакля с сомнением: Розов — один из наиболее обласканных советских драматургов, лауреат «Государыни», прижизненный классик (один фильм «Летят журавли» чего стоит). Виктория Николаевна — (произнесу это боязливым шепотом) — режиссер возрастной, и у некоторых любителей театрального искусства зрело опасение, что результатом ее прочтения Розова станет нечто советско-нафталиновое, этакий привет из 1970-х. Но нет. Получилось живо, тепло, по-человечески, хоть и не без огрехов. 

«Глухарь» в спектакле — глава семьи Судаковых, почтенный служащий МИДа (или какой-то другой структуры, постоянно имеющей сношения с иностранцами, ее название не уточняется) Степан Алексеевич, который полностью сосредоточен на работе. Надо сказать, что молодому зрителю, не заставшему ни Советского Союза, ни «железного занавеса», сложно будет даже представить себе богоподобность такого статуса в обществе тотального товарного дефицита и выездных виз. Степан Алексеевич находится на той вершине советской пищевой цепочки, с высоты которой смертные кажутся экзотическими насекомыми. Когда-то он воевал и был человеком, но ныне весь строй советской чиновной жизни задавил в нем человеческое. 

Возможно, в силу этого он эмоционально глух к домочадцам — дочери Искре, сыну-старшекласснику Прову и даже к своей жене Наталье Гавриловне, покорно волокущей лямку домашней прислуги для всей семьи. Интерес Степана Алексеевича вызывает только зять — муж Искры Егор Ясюнин. Да и этот интерес обусловлен простым обстоятельством. Некогда Степан Алексеевич пристроил Егора в свое ведомство и оказал протекцию, теперь семейные посиделки зятя и тестя — лишь продолжение производственных совещаний. 

Михаил Яковлев в роли Степана СудаковаМихаил Яковлев в роли Степана СудаковаМарат Муллыев / архив Камерного театра

Глухота Судакова и приводит семью к беде. Юный Пров влюбляется в девушку совершенно не своего круга, Искра делает уже второй аборт, а Егора женщины скопом подозревают в том, что он бегает налево. 

Контекст происходящего позволяет поставить пьесу по-разному, расставив те или иные акценты, благо многослойность Розова позволяет это сделать. Тут тебе и драма отцов и детей, и конфликт поколения ветеранов (воевал не только Судаков, но и его жена) с поколением, для которого война — лишь повод лишний раз выпить, тут и социально-имущественное расслоение, и душноватый советский быт. Я уж про диссидентство не говорю, в пьесе и для этой темы почва унавожена.

Но Виктория Мещанинова сделала акцент не на советскости, а на личном, на вневременном, на неизменном — на трагедии семьи. И, с моей субъективной точки зрения, сделала это отлично. 

Когда история семьи выходит на передний план, становится ясно, что не столь уж многое и поменялось с 1979 года, когда пьеса увидела свет. Да, портрет Брежнева, висящий на сцене, совершенно четко обозначает время действия. Но кабаретный дуэт голоса и тубы (В. Спирёва и И. Еланцев), распевающий советские песни в глумливо-клоунском духе, сразу опрощает все это советское, доводит до того градуса абсурда, с которым в кругах интеллигенции и воспринимался идеологический бред эпохи позднего Брежнева. 

Никита Савиных в роли ПроваНикита Савиных в роли ПроваМарат Муллыев / архив Камерного театра

Разумеется, некоторые сюжетные повороты, точнее, их остроту, молодому зрителю нужно объяснять. Например, побег советского юноши во время туристической поездки в Польшу с местной девушкой, в которую он влюбился. В советские времена это был проступок, граничащий с безумием. Он полностью перекрывал человеку надежду на нормальное будущее, как тогда говорили, «портил анкету». Подозрение на шпионаж и все прочее. Чтобы было яснее — это было гораздо, гораздо опаснее, чем возглавить сегодня штаб Навального где-нибудь в Копейске или Магнитке. 

Но вот измену, манипуляцию близкими, предательство — эти вещи объяснять не нужно никому. На них в спектакле и делается упор. 

Увы, теперь ложка дегтя. Причем жирная такая, наваристая. Несмотря на то что главные герои — мужчины, постановка получилась очень женской. Реально, женская часть труппы тянет весь спектакль на себе. Причина такого гендерного дисбаланса в крайне странной трактовке роли Егора молодым артистом Антоном Ребро. 

Антон Ребро и Виктория БелоусоваАнтон Ребро и Виктория БелоусоваМарат Муллыев / архив Камерного театра

Егор Ясюнин — персонаж крайне сложный, многогранный. С моей точки зрения, такая роль — подарок для любого актера. Там есть что играть. Он соблазняет и предает, он лебезит и подставляет, он идет по головам и при этом умен и бесстыден. Обаятельный мерзавец может быть подан очень по-разному. Увы, в версии Антона Александровича карьерист Егор обладает обаянием табурета и «мерзавостью» тростевой вешалки. Он похож на личинку Кобзона, все еще юную, но уже забронзовевшую. Вот он ходит, гордо неся хорошую укладку. Вот он говорит хорошо поставленным баритоном. Вот он опять пошел. Вот опять сказал. Сразу представляется не скользкий проныра, а оперный певец у себя дома в выходной день. Отелло в трениках. 

Поверьте, это ужасно обидно. Поскольку сыграть с таким персонажем невозможно. Не во что с ним играть. Невозможно играть с памятником. Вокруг него можно только порхать, как мотыльку вокруг электролампочки, в глупой надежде, что с ней что-нибудь произойдёт. Но не происходит. Поэтому отличный актер Михаил Яковлев (Степан Алексеевич) крутится и порхает, ему не хватает отдачи партнера, отсюда первый акт становится уж совершеннейшим образом кабаретным. Никита Савиных в роли Прова тоже хорош, как и Александр Сметанин в роли кагэбэшника Васи, но и им, кажется, тоже не хватает энергетического ответа от г-на Ребро. 

Михаил Яковлев и Надежда НагдасёваМихаил Яковлев и Надежда НагдасёваМарат Муллыев / архив Камерного театра

Зато на фоне каменного Егора буквально расцветает Надежда Нагдасева, чей эпизодический персонаж в кроличьей шапке и беспомощно болтающихся варежках на резинке вышел пронзительно-трогательным. Я уж не говорю о выходе Алины Тягловской, у которой ролюшка-то крохотная, на семь реплик. Зато как она сделана! Продавщице овощного в алом плаще в исполнении Алины Николаевны за пять минут удалось вызвать восторженные аплодисменты публики. Искра в исполнении Марии Беляевой, Наталья Гавриловна в исполнении Зульфии Дзюба, да, собственно, все женские персонажи (кроме разве что несколько карикатурной Зои, хотя тут я уже придираюсь) исполнены замечательно. Ох, Егор… Печаль моя светла. Хотелось потыкать в него электрошокером или дать какой-нибудь опасный препарат, чтобы выцарапать из него хоть какие-то эмоции…

Ну, хватит с дегтем, что-то я разошелся. Хочу еще отметить работу художника-постановщика Сергея Александрова. Сцена представляет собой белый интерьер советской квартиры, пребывающей в состоянии ремонта. Соответственно, все эти африканские маски, древнерусские иконы, толстенные альбомы по искусству свалены в кучи, напоминая запасники провинциального музея. Пол застлан газетами. Дорогая на вид белая мебель укутана полиэтиленом, что подчеркивает убожество этих немыслимых для простого советского человека материальных накоплений. И контраст между этим бесполезным богатством, эмоциональной глухотой Степана Алексеевича и маленькими трагедиями его домочадцев становится еще острее. 

Александр Сметанин в роли сотрудника КГБАлександр Сметанин в роли сотрудника КГБМарат Муллыев / архив Камерного театра

Разумеется, в антракте среди публики раздавались и критические замечания. Мол, не могло быть таких джинсов или чего-то там еще, не вспомню. Каких-то деталей. Не согласен. Потому что Сергею Анатольевичу удалось передать дух советского быта. И, конечно, этот извечный застекленный балкон. Погаснут звезды, рухнут города, люди полетят на Марс, всё там пропьют и вернутся обратно, но русский человек будет продолжать стеклить свой крохотный балкончик — символ его настырной самостийности. Где тайком курят, где исповедуются и откуда презрительно смотрят на внешний мир через нижнюю губу, с пятнышками прилипшей подсолнечной шелухи. Там, в спектакле, именно такой балкон, да. 

В общем, в сухом остатке, постановку можно однозначно рекомендовать к просмотру.

Ироничная, острая, глубокая, местами с блистательными диалогами. Есть где поплакать, есть где посмеяться. 

Отдельно отмечу хорошо сделанный финал. Не буду спойлить, но он и вправду хорошо сделан. Мещанинова изменила исходную концовку. В пьесе она реализована следующим образом. В квартиру Судаковых приходит небольшая негритянская делегация, ее встречают ритуалом, годами отработанным в этой семье, а они, увидев на стене африканские маски, начинают им молиться. 

Марат Муллыев / архив Камерного театра

В постановке Виктории Мещаниновой все иначе. Ее финал перебрасывает мостик из прошлого в наши дни. Спектакль и так отдает тихой фрондой, а финал вообще заставляет сильно задуматься. Сходите в Камерный, не пожалеете.

Новости России
Россия
Приятель подростка, который убил семью, рассказал, что тот увлекался АУЕ, пишут СМИ
Россия
Смертник устроил взрыв на свадьбе в Кабуле: 63 человека погибли, 180 ранены
Россия
В Москве возбуждено дело после гибели полицейского в ДТП
Россия
Чиновника из правительства Москвы заподозрили в смертельном ДТП, пишут СМИ
Россия
Яшина будут судить по административному делу за призывы выходить на Трубную
Дом, где жила погибшая семья
Россия
Убивший семью подросток в предсмертной записке указал, что решил забрать родных с собой
Россия
На Белоярской АЭС под Екатеринбургом отключился энергоблок № 4
Россия
Илья Яшин сообщил, что его снова задержали на выходе из спецприемника
Россия
Подросток топором убил свою семью из пяти человек, после чего покончил с собой
Россия
Число пострадавших в ДТП с туристическим автобусом в Москве выросло до 29
Россия
Россия потратит 3,7 млрд рублей на компенсацию затрат иностранцев за съемки кино в РФ
Россия
В Москве автобус с туристами врезался в столб: пострадали 14 человек
Россия
В Перми задержан водитель автобуса, врезавшегося в бетонную стену
Россия
В США самолет упал на жилой дом
Россия
Финляндия дала убежище свидетелю по делу «Сети»
Россия
Число пострадавших при столкновении автобуса со стеной в Перми выросло до 32 человек
Россия
На тренера сборной России, который показал узкие глаза корейцам, завели дело
Россия
Минздрав предложил предприятиям штрафовать курящих на работе
Россия
СМИ: на Шиесе задержаны три активиста. Одному из них стало плохо в отделе полиции
Россия
В Перми автобус врезался в здание: один человек погиб, 22 пострадали
Отправьте нам новость

У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Координаты нужны, чтобы связаться с вами для уточнений и подтверждений.

Ваше сообщение попадет к нам напрямую, мы гарантируем вашу конфиденциальность как источника, если вы не попросите об обратном.

Мы не можем гарантировать, что ваше сообщение обязательно станет поводом для публикации, однако обещаем отнестись к информации серьезно и обязательно проверить её.

Читайте, где удобно