
2018.08.30
«Город славится предвыборными скандалами, мы хотим это изменить»
На выборах в думу Екатеринбурга появится объединенный штаб наблюдателей от четырех партий
В Екатеринбурге в день выборов в гордуму 9 сентября будет работать объединенная команда наблюдателей от четырех партий — «Единой России», «Справедливой России», ЛДПР и «Яблока». В ним присоединится десант депутата Госдумы Валерия Гартунга, который ранее работал на выборах в Челябинской области. Наблюдатели хотят пресечь максимальное число нарушений в единый день голосования в Екатеринбурге, который, по мнению авторов проекта, «славится предвыборными скандалами». Znak.com поговорил о проекте с его руководителем, екатеринбургским политтехнологом Екатериной Кузёмкой.
— Как у вас появилась идея создать проект? Почему вы решили, что необходима такая координация наблюдателей?
— Екатеринбург славится скандалами, связанными с результатами выборов. Мы хотим это изменить. Многие считают, что эти результаты сфабрикованы или «откорректированы» комиссиями. Но как это делается и как это пресечь, знают немногие. Наблюдатели в лучшем случае могут заметить какие-то бросающиеся в глаза нарушения, многие же серьезные махинации для них непонятны.
Например, классическую «карусель» без соучастия членов комиссии провернуть невозможно. Заранее готовятся списки избирателей, которые не приходят на выборы, — и за них участники «карусели» получает бюллетени. Обычный наблюдатель ничего не заметит — пришел человек, получил бюллетень, ушел. И видеокамеры на участках тоже не помогут — они снимают помещение общим планом.
— А ваши наблюдатели чем отличаются?

— Профессиональный наблюдатель сначала удостоверится, что в книге регистрации нет никаких лишних вложенных листочков, что все страницы пронумерованы и надежно скреплены (проброшюрованы). Кроме того, он не просто наблюдатель, а член УИК с правом совещательного голоса. Он садится так, чтобы видеть книгу регистрации и фамилию человека в книге и в паспорте. Если Иванов вдруг оказывается Петровым, он фиксирует нарушение и вызывает дежурного сотрудника полиции. После этого пишется жалоба в комиссию, в полицию, преступников задерживают. Впоследствии им грозит штраф до 700 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет.
— Сколько вы направите избирателей на выборы и от каких партий?
— В проекте сейчас около 4000 человек, но кто-то отсеивается, и в выборах будут принимать участие порядка тысячи наших наблюдателей.
На каждом участке будет по пять человек — представители всех зарегистрированных на выборах партий, кроме КПРФ, а также наблюдатель от «Центра общественных инициатив».Наши наблюдатели будут в белых футболках с цитатой из статьи 142 УК, напоминающей членам комиссий, что законность выборов у нас охраняется государством и последствия могут быть тяжелыми. Они будут работать во всех округах, кроме Ленинского одномандатного округа № 10. Мы также находится на контакте с организацией «Голос», они направляют наблюдателей от «Яблока».
— С избиркомами вы сотрудничаете?
— С избиркомом Свердловской области — да. Мы будем с ними в день выборов на прямой связи. Работа будет вестись также в контакте с ЦИК РФ, правоохранительными органами, судебными инстанциями, а также с местными, региональными и федеральными журналистами.
— В вашем проекте участвует команда депутата Госдумы Валерия Гартунга? Какова ее роль?
— Наблюдателей Гартунга привлекли как профессионалов, славящихся своими четкими и жесткими методами работы. Они из Челябинска и ездят по всей стране, обучают наблюдателей, у них мощные электоральные юристы. Нами разработана программа быстрого реагирования, сформированы контрольные и консультативные группы, создана программа автоматического сбора и сопоставления проголосовавших по каждому УИКу, разработан уникальный «конструктор жалоб» — который позволяет написать любую жалобу из десятков типовых нарушений в считанные секунды. Мы даем наблюдателям разбор каждой ситуации, как пресечь нарушения. На втором этапе они звонят куратору — это люди с большим опытом пресечения нарушений — и они либо выезжают и помогают, либо звонят в МВД и забрасывают жалобу в ЦИК.

— Ваши наблюдатели в основном из Екатеринбурга?
— Большая часть из Екатеринбурга, с опытом работы на выборах, но мы им полностью переворачиваем сознание, потому что 90% того, что они должны знать о выборах, они не знают. Кроме того, есть команда обученных людей из Челябинска и еще из четырех регионов.
— Перед вашим проектом стоят задачи по привлечению к уголовной ответственности членов участковых избирательных комиссий, допускающих нарушения?
— В первую очередь, стоит задача предотвратить нарушения. Следующая — пресечь. И уже потом — если действительно было совершено преступление, привлечь к уголовной ответственности. Хотя некоторые члены нашего проекта настроены очень решительно — это профессиональный азарт. Особенно юридический блок. Представьте, если в таком крупном городе, как Екатеринбург, будет привлечено к уголовной ответственности 100, 200, 300 членов УИК? Думаю, это будет прекрасный пример для всех комиссий по всей стране.
— Как вы будете предотвращать нарушения?
— Всего существует более 90 различных вариантов махинаций, сложно их все описать. Самые известные — вброс бюллетеней на досрочном и основном голосовании. Порча бюллетеней. Выдача двух бюллетеней за одномандатника — вместо одного бюллетеня за партию и одного — за одномандатника. «Перекидывание» пачек, «счет за своего» — когда в пачку одного кандидата складывают бюллетени других — и так далее. Наши наблюдатели умеют их отличать. Команда юристов будет оперативно реагировать на жалобы и в зависимости от типа нарушения работать с соответствующими инстанциями. Любое серьезное нарушение будет доведено до суда прямо в день выборов, а суды во время выборов работают в ускоренном режиме.

— Вы готовы к оспариваю результатов выборов или у вас нет такой цели?
— Оспорить результат можно только на каждом конкретном УИКе, если серьезно нарушена воля избирателей. Если где-то серьезный вброс бюллетеней или расхождение, наши наблюдатели будут фиксировать количество положивших в урну или КОИБ бюллетеней с тем количеством, которое дает комиссия.
Если есть признаки массовой фальсификации, которые искажают волеизъявление, мы будем подавать на отмену результатов. Мы готовы к этому, но не хотим, чтобы у нас массово отменились результаты и объявили новые выборы.Больше мы хотим работать на пресечение нарушений со стороны комиссий, потому что раньше, когда на выборах сидела парочка наблюдателей, — их могли своим решением удалить и спокойно делать свои дела. Сейчас это невозможно, потому что членов с совещательным голосом можно удалить только по решению суда, и основной состав, который мы выдвигаем, будет работать именно в этом статусе.
— Что с вашим проектом будет после выборов?
— Впоследствии у нас есть планы создать школу наблюдателей на общественных началах. Это будет мой проект, уже без Валерия Гартунга.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com