
2018.10.03
Алекперов заявил о поддержке «тюменской матрешки», в которую «вложены триллионы долларов»
Нефтяников, работающих в Западной Сибири, нужно стимулировать не льготами, а стабильным предсказуемым налоговым законодательством. Такое мнение высказал в интервью «Ведомостям» глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
Об этом он заговорил, отвечая на вопрос, нужно ли было принимать закон о завершении налогового маневра, который уже собираются менять.
«Я на совещании у председателя правительства сказал, что результат, который получила нефтяная промышленность России от стабильности налогового законодательства, впечатляющий. Если в середине 1990-х мы добывали около 300 млн тонн нефти, то впоследствии за счет стабильности законов мы стали добывать 520 млн тонн в год, это дало нам возможность кратно увеличить инвестиции, привлечь новые технологии, и этот результат почувствовала вся страна. Если в 90-е годы практически не было поступлений в бюджет от нефтяной промышленности, то сейчас они колоссальные», — сказал Алекперов. При этом он добавил, что за последние пять-шесть лет уже раз 40 менялось законодательство в нефтяной отрасли. «Это, конечно, не дает уверенности, чтобы делать проекты, а у нас они долгосрочные», — сказал он.
Далее глава «Лукойла» заявил, что стабильность и прозрачность нефтяникам может дать только налог на добавленный доход (НДД). Напомним, что лоббировать его на федеральном уровне помогала губернатор ХМАО Наталья Комарова.

Госдума приступила к реформированию нефтяной отрасли: закон о НДД принят в первом чтении
«Как угодно его называйте, но это так называемый production sharing, раздел продукции. Увы, в свое время он был дискредитирован перед российским обществом. Это три проекта — „Сахалин-1“, „Сахалин-2“ и „Харьяга“ (работают по соглашениям о разделе продукции — прим. ред.). Но это законодательство, по которому мы работаем во всех странах! Оно единственное позволяет инвестору максимально вкладывать в проект, а правительству — максимально комфортно чувствовать себя и контролировать процесс инвестиций и максимально получать доходы. Как инвестор может предсказать доходы, так и правительство, поэтому НДД нужно тиражировать после запущенного сейчас эксперимента. Особенно на Западную Сибирь. Почему? Триллионы долларов вложены в эту провинцию, построили города, в которых теперь 2 млн жителей, нефте- и газопроводы, а сегодня говорим, что эта провинция должна снижать добычу нефти и газа… Изменение налогообложения даст возможность вдохнуть вторую молодость в эти проекты. Позволит максимально применять новые технологии, резко поднять нефтеизвлечение пласта, вводить малые месторождения. И мы говорим: нам не нужны льготы, мы здоровая отрасль, нам нужно стабильное предсказуемое налоговое законодательство. НДД позволит государству администрировать все инвестиции, а нам даст предсказуемую норму рентабельности», — заявил Алекперов.
Он напомним, что сейчас НДД применяется на девяти лицензионных участках компании. По словам Алекперова, в течение года компания планирует доказать высокую эффективность такого законодательства, а в следующем году вернуться к обсуждению по расширению этого режима на другие месторождения.

Комментируя влияния налогового маневра на законодательство в целом, он согласился, что оно стало сложнее и менее прозрачно. Он также высказал мнение, что у нефтяников нет уверенности, что Минфин выдержит со своей стороны все договоренности, «что не будут снова вводиться дополнительные налоги, не будут устраивать страшилки в виде налога на экспорт бензина и дизтоплива, заградительных пошлин».
Минэнерго хочет расширить применение нового нефтяного налога на месторождения в ХМАО
«Рынок должен работать! Да, какой-то период времени при резких пиках его необходимо регулировать, но это не должно быть системным, рынок регулирует себя сам. Мы понимаем свою социальную ответственность, никто не сторонник резких скачков цен — нет необходимости в этом при нормальном налоговом законодательстве. Например, мы считаем, что не надо с 1 января поднимать акциз на бензин еще на 3 рубля при такой ситуации на внешнем рынке, не надо, чтобы цена снова росла, надо отойти от этого, а дорожные фонды формировать за счет общих бюджетных поступлений. Зачем привязывать дорожные фонды к акцизу? Акцизы, которые когда-то планировали поднять максимум до 9 рублей, уже составляют 12. Надо прийти к тем параметрам, с которых начинался налоговый маневр», — заявил Алекперов.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com