
2018.10.19
Богатство на пузырьках
Тайны старого Челябинска: дом-путешественник
В дореволюционном Челябинске часто переносили дома с одного места на другое. Это было не так уж и трудно, учитывая традиционную российскую технологию строительства деревянных домов. Ведь и сами срубы часто изготовляли вовсе не там, где потом они служили в качестве самонесущей основы дома. Когда возникала необходимость перевезти дом на новое место, то поступали точно так же: бревна, из которых был сложен дом, помечали, затем раскатывали, чтобы после перевозки по меткам собрать все заново.
Известно, что так в XIX веке из деревни Першино к Троицкому храму переехал один из домов, построенный столетием ранее. На новом месте в Заречье он простоял аж до 1970-х годов. Да и мой прадед в начале ХХ века перевез свой деревянный дом с улицы Ивановской (ныне улица Труда) туда же, в Заречье, на улицу Тагильскую. И в советские годы многие деревянные дома, которые были построены в историческом центре Челябинска и которым под натиском урбанизации грозил снос, разбирались и увозились в окрестные села и деревни. Там очень многие из них стоят и поныне.
В наши дни, в 2011 году, в связи со строительством дорожной развязки в центре администрация Челябинска решила перенести старинный дом — памятник истории и культуры. Ему предстоял переезд с улицы Красноармейской на улицу Труда. Это двухэтажный полукаменный дом: первый этаж был сложен из камней и кирпича, а второй этаж — из деревянного сруба. Дом был построен в 1911–1912 годы на участке Василия Петровича Григорьева, который занимался производством искусственных минеральных и фруктовых вод. 21 марта 1911 года ему было выдано разрешение на постройку двухэтажного полукаменного дома в девять комнат: четыре на первом этаже и пять — на втором.
В государственный реестр памятников дом попал благодаря своей отделке. Это богатый, редкий в наших краях деревянный декор на втором этаже, а также уникальная гранитная облицовка первого этажа.При подготовке к празднованию 250-летия Челябинска (а это, напомню, были 80-е годы прошлого века) в Челябинске были проведены реставрационные работы на нескольких исторических деревянных и полукаменных зданиях, в том числе и на доме, о котором идет речь.

Вероятно, в спешке реставраторы немного изменили детали деревянного декора. Это выяснилось совсем недавно, когда архитектор Анна Дружинина засомневалась в подлинности сохранившихся элементов деревянного обрамления старинного дома. Так и оказалось. Если сравнить фотографии наличников и карнизов дома до его переноса на улицу Труда с фотографиями из книги Марии Петровны Мочаловой «Деревянное зодчество Челябинска», изданной в 1973 году, то разница заметна: изменен подзор, сделана обшивка стен тесом, нарушены очертания фриза и очелья наличника.
Осенью 2011 года с использованием некоторых деталей старого дома, который находился на улице Красноармейской, около здания по улице Труда, 56 был возведен, по сути, новый дом. Однако и в настоящее время он находится в незавершенном виде: без кровли, без окон и, конечно, того самого богатого и редкого деревянного декора.

Сожалеть об этом приходится еще и потому, что Василий Григорьев в начале ХХ века поставил дом не где-то, а рядом со своим же заводом. Предприятие работало с 1904 года и располагалось в одноэтажном кирпичном здании с подвальным помещением по улице Ильинская, 17. Этот адрес был указан в справочнике Виктора Весновского «Весь Челябинск и его окрестности» от 1909 года. В советское время и вплоть до 2011 года у строения был другой адрес: улица Красноармейская, 60. Завод не был большим, при этом конкуренция в Челябинске была будь здоров.
В 1909 году в уездном городе действовало сразу шесть заводов по производству искусственных минеральных вод!
Но прибыль была, и это позволило Григорьеву построить свой чудесный дом.
Вообще, в России производство искусственных минеральных вод началось еще в XIX веке. Технология, как и многие другие секреты, пришли из Европы. Бутылки с газводой тех лет были совсем не похожи на современные: они вмещали в себя около 300 мл жидкости и имели не плоское, а полукруглое дно. Так что храниться они могли только в горизонтальном положении.
В 2016 году при раскопках на территории бывшего водочного завода товарищества «Братья Покровские» на улице Цвиллинга была найдена такая бутылка со скругленным дном. Была она не из-под водки, а как раз из-под газировки — только она приехала с Екатеринбургского завода минеральных вод. Что касается челябинских производителей, то пока удалось найти лишь пробку с логотипом завода Григорьева. Да еще рекламу продукции этого же завода в одном из старых изданий.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com