
2019.03.29
«В одном черепе было обнаружено пулевое отверстие. Стреляли в затылок…»
Тайны старого Челябинска: подземный тир НКВД
Зимними ночами 1937–1938 годов жители челябинского Заречья спали тревожно. Особенно, когда за окнами, прикрытыми ставнями, раздавался шум подъезжающей машины. Даже много позже, в 50-е годы, появление автомобиля на тихих зареченских улицах Тагильской, Кыштымской и Работниц было большим событием. А в 30-е этот шум означал одно — опять за кем-то приехали. Моя мама рассказывала, как однажды ночью постучались и в наш дом, что стоял на улице Тагильской. Но повезло: всего лишь попросили выступить понятыми при аресте соседа — 16-летнего Саши Михайлова. Повезло, кстати, и Саше: его выпустили через 11 месяцев. Но дом, из которого его забрали, конфисковали…
Арестованных увозили в тюремный замок, построенный еще до революции, на улице Заручейной. В 1930-е годы это была улица Сталина, а ныне — Российская. Другой путь — в новенькие подвалы НКВД, выстроенные на улице Васенко. После изнурительных допросов, добившись признания в контрреволюционной деятельности, «врагов народа» прямо по подземному ходу уводили в расстрельную комнату. Человек еще не потерял надежду на справедливость, входил в большое помещение с занавесками на стенах (окон не было, только их имитация). И получал пулю в затылок…
Тела арестантов, в отношении которых была приведена высшая мера, на грузовиках по ночам увозили в поселок Шершни. Примерно там, где сейчас находится плотина Шершневского водохранилища, или немного ниже по течению, находился мост через реку. А к западу от поселка располагались старые шахты, в которых с конца XIX века добывали золото. Жилы тянулись от поселка Шершни на северо-запад, вплоть до Градского прииска и Моховичков. И на всем этом отрезке земля была изрыта десятками ходов: от небольших «дудок», в которые мог пролезть только один человек, до шахт диаметром в 10-20 метров и глубиной, доходившей до 80 метров.
Вероятно, одну из таких старых шахт чекисты как раз и приспособили для тренировок в стрельбе. Там устроили подземный тир.Близлежащие старые шахты постепенно были заполнены трупами «врагов народа», и в какой-то момент чекисты решили использовать и свой тир в качестве братской могилы. Аресты и расстрелы продолжались — грузовики увозили тела к шахтам Мариинского прииска на Лысой (ныне — Золотой) горе. О массовых захоронениях в том районе хорошо известно. А вот о захоронениях около Шершневского водохранилища власти постарались забыть сами, а заодно сделать так, чтобы об этом не было известно широкой общественности.

На основании имеющихся документов и воспоминаний Нины Анфиногеновой, бывшего заместителя председателя комиссии по восстановлению прав реабилитированных при областной администрации, мне стало известно, что в настоящее время на территории поселка Шершни есть три места массовых захоронений репрессированных в 30–40-е годы. Несмотря на большую работу, проведенную работниками областной прокуратуры в начале 1990-х годов, в настоящее время о наличии этих мест массовых захоронений практически не упоминается. Такое деятельное забвение приносит свои плоды: по одной из шахт с останками жертв репрессий проведена дорога, на двух других построены жилые дома…
Как и почему Челябинск пытается забыть историю Большого террора
В августе–сентябре 1998 года в местных газетах были опубликованы две заметки, в которых рассказывалось об обнаружении массового захоронения в поселке Шершни. На одном из местных телеканалов показали сюжет об этом. Журналист газеты «Вечерний Челябинск» писал: «По словам очевидцев, в одном черепе было обнаружено пулевое отверстие. Стреляли в затылок… Сейчас фрагменты костей находятся в прокуратуре Центрального района Челябинска. После тщательной экспертизы они будут переданы муниципальному предприятию „Мемориал“, которое займется их захоронением».
Больше об этой страшной находке никаких сообщений не было. Однако с большой степенью вероятности, это и есть тот самый подземный тир НКВД.Следует отметить, что согласно статье 16.1. федерального закона № 73-ФЗ, «в случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности». Абзац был введен другим федеральным законом № 67-ФЗ от 09.03.2016. То есть если челябинские власти не хотят нарушать федеральный закон, они просто обязаны провести проверку.

Следует напомнить и о том, как в 1993 году по территории захоронений на Золотой горе был проложен газопровод. 11 октября 1993 года председатель комиссии по восстановлению прав реабилитированных при областной администрации Ахметов писал главе администрации Челябинска Тарасову: «Трасса газопровода проложена в непосредственной близости от одной из известных обществу „Мемориал“ шахт с останками погибших. Уничтожена так называемая „Надымовская дудка“, представляющая вход в эту шахту. На месте шахты № 5 и рядом с нею, где, возможно, находится еще одно захоронение, видны углубления — следы машинного бурения». Только после вмешательства этой комиссии большая часть газопровода была перенесена в сторону от шахт с останками жертв массовых репрессий.
В связи с появлением новых обстоятельств я предложил вице-губернатору Сергею Шалю снять с обсуждения и отклонить как недостаточно проработанный акт государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия — достопримечательное место «Золотая гора». Акт следует отклонить, поскольку в представленном на экспертизу «Проекте предмета охраны границ территории достопримечательного места выявленного объекта культурного наследия „Место захоронения жертв массовых репрессий Золотая гора“» не выполнена главная задача исследования — определение границ проектируемого достопримечательного места. Для этого не выяснено наличие или отсутствие захоронений репрессированных лиц за пределами земельного участка проектируемого достопримечательного места. Одобрение сомнительного акта экспертизы (упомяну, что с экспертом был подписан договор на 1 млн рублей) может однозначно привести к новым надругательствам над местами захоронений безвинных жертв.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com