
2019.04.10
В Госдуме в первом чтении одобрили уточнения к понятию «шпионской техники»
Сегодня депутаты Государственной думы РФ в первом чтении одобрили внесение уточнений в статью уголовного кодекса о «шпионской технике». Изменения касались уточнения понятия «специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации» в статье 138.1 УК РФ. Согласно изменениям, специальные техсредства будут относиться к категории «шпионских», если эти устройства были намеренно доработаны или перепрограммированы после покупки.
Кроме того, парламентарии приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Проект закона предлагает статью 20.23 КоАП РФ («Нарушение „правил“ производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации») дополнить данными о том, что под техсредствами понимаются те устройства, о которых идет речь в примечаниях к статье 138.1 УК РФ.
В отзыве Верховного суда на данный законопроект говорится, что предлагаемые уточнения по-прежнему не были сформулированы достаточно четко. «Обращаем внимание на необходимость нормативно четко закрепить признаки специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в целях отличия их от иных технических средств, разрешенных к законному применению. Поскольку в настоящее время широко распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики, малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны, часы и т. п.), которые позволяют их использовать для скрытого получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам», — говорится в отзыве ВС.
Напомним, Верховный суд еще в декабре прошлого года высказывался о необходимости внести уточнения в закон о «шпионской технике». Так, согласно постановлению пленума ВС, если человек приобретает «шпионскую технику» для того, чтобы использовать его для обеспечения безопасности себя и своих близких, а также для наблюдения за домашними животными, то его действия не должны быть квалифицированы по статье 138.1 УК Р
Кроме того, ранее Генпрокуратура также выступала против уголовного наказания за использование «шпионской техники», если у человека не было преступного умысла.
Одним из самых громких дел по «шпионской статье» стала история курганского фермера и многодетного отца Евгения Васильева, которого в 2017 году суд приговорил к ограничению свободы за приобретение на AliExpress GPS-трекера, с помощью которого мужчина хотел отслеживать домашнюю корову. В марте 2018 года после вмешательства президента РФ дело Васильева было прекращено.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com