
2019.08.26
«Не надо идти на поводу у профессиональных „обижальщиков“»
Что думают о конфликте вокруг работы Покраса Лампаса уличные художники и православные
В Екатеринбурге разрастается конфликт вокруг работы каллиграфиста Покраса Лампаса на Уралмаше, которую он выполнил на площади Первой Пятилетки в рамках фестиваля «Стенограффия». Фрагмент «Манифеста Малевича», выполненный в виде креста, вызвал недовольство части православного сообщества, которое требует уничтожить работу. Вчера двое мужчин, называющих себя православными, высказали представителям «Стенограффии» угрозы, вплоть до того что хотели измазать площадь «кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов». После этого Покрас Лампас временно отказался от восстановления работы, поврежденной во время благоустройства, до тех пор пока не будет найден компромисс. «Стенограффия» уже заявила, что готова изменить работу, убрав из нее крест. Znak.com выяснил, что думают о работе уличные художники и православные, не имеющие отношения к работе.
Рома Ink, уличный художник
[Протоиерей Всеволод] Чаплин — это падкий на хайп человек. Ему лишь бы повод был. Я так понял, с его подачи православные люди сейчас устраивают митинги и акции и угрожают расправой, а ведь еще идут процессы по поводу сквера. Мое мнение, что РПЦ в лице Всеволода является инициатором охоты на мнимых ведьм. Почему бы властям не привлечь его к ответу за разжигание конфликта?

А Покрасу это все только в плюс. Уличным художникам постоянно угрожают расправой разные люди. Теперь не делать работ из-за них? «Стенограффия» осознанно пошла на этот шаг [согласовывать работы с властями и церковью] и теперь столкнулась с этой проблемой. Думаю, они были к такому готовы. Это закономерно. В нашем городе особенно, потому что у некоторых лиц была накопленная обида из-за кафедрального собора.
Иерей Андрей Юганец, настоятель прихода Рождества Христова на Уралмаше
Вы верно подметили, что некоторые православные активисты выступают против. Но неверно написали, что выступают против этой работы. Они выступают конкретно против того, что изображение креста оказалось под ногами пешеходов. Екатеринбургская епархия в лице отца Максима Миняйло уже озвучила свою позицию прежде. Церковь не выступает против искусства. Конечно же изображение креста может использоваться художниками, если в их работе нет кощунства.
Вчера люди вышли на площадь и провели акцию, в их действиях не было никакой агрессии, люди так выразили свое мнение. Все имеют право на мнение, но никто не имеет права на разжигание ненависти. Люди, которые угрожали художникам, вели себя не по-христиански. В своей Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

В стране, в городе, на Уралмаше прежде всего нам нужен мир. Хотелось бы, чтобы мы все научились слушать и слышать друг другу, понимать, что моя личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Не нужно провоцировать конфликты и не нужно поддаваться на провокации. Сейчас столько внимания приковано к Уралмашу, пользуясь случаем приглашаю людей в храм во имя Рождества Христова, который здесь неподалеку расположен. Дай Бог всем нам благоразумия.
Слава ПТРК, уличный художник
В данный момент не важно, как я отношусь к «Стенограффии», к Покрасу или конкретно к этой работе. Я думаю, что мы все вместе, всем сообществом уличных и околоуличных художников, должны дать отпор всяким православнутым *********, считающим, что угрозами и жалобами они смогут продавить любое решение и любую свою прихоть. «Стенограффия» хочет идти «дорогой добра» и искать консенсус со всеми слоями населения, вести диалог с представителями сообществ и учитывать мнение всех-всех-всех. Но невозможно всем понравиться. И тем более не надо идти на поводу у профессиональных «обижальщиков» и просто городских сумасшедших, нашедших себе уютное и выгодное место в секте любителей крестиков и позолоты.

Я не знаю, как будет разруливаться этот конфликт, возникший, честно говоря, на ровном месте и на шизофрении отдельного ********* персонажа. Но в любом случае правда и, что очень важно, адекватность на стороне «Стенограффии» и Покраса. А значит, они победят. Чего я им искренне желаю. Все обвинения абсурды, а работа, интересная и эффектная, должна быть восстановлена.
Шамиль Зарипов, православный активист
Меня вчера пригласила на площадь Оксана Иванова с формулировкой «там есть неверующая молодежь, с которой можно пообщаться». А я люблю общаться с молодежью, я веду с ними беседы о вере. Приехал, получилось совсем не то. Но было интересно пообщаться. Сегодня я пришел разрулить эту ситуацию миром. Можно поговорить про смыслы. Это же не святыня. У меня есть предложение о том, как сделать так, чтобы крест не соблазнял верующих людей — доделать смысловую часть, крест похож на меч, можно дополнить тем, чтобы попирать меч.
Не стоит доводить все до паранойи. Линии на обоях, дорожки в парках, перекрестки — это все кресты. Но никому же не приходит в голову на них молиться. Крест в православии освящается специальным образом. У православного креста есть перекладинка, у этого креста нет. Значит, это западный крест. Но ведь объект никак не освещался.
[Угроза залить кровью площадь] — это уже какой-то ваххабизм, сатанизм, а не православие.
Овсян, уличный художник
Площадь — общественное место, не принадлежит никому и одновременно принадлежит каждому. Поэтому каждый может сделать на ней свою работу, если она никого не оскорбляет. Если она кого-то оскорбляет, то каждый может ее убрать и спросить у первого, почему он это сделал.

Оскорблять можно по-разному и оскорбляться можно на разное. Сколько людей — столько мнений. Я лично не вижу в данном кресте религиозного символа, но это не значит, что никто не видит. Вот и получается, что если ты хочешь, чтобы работа сохранилась, надо согласовать ее со всеми. Если не хочешь согласовать со всеми, то будь готов, что работу могут уничтожить уже завтра — эта истина известна всем уличным художникам.
Тимофей Жуков, депутат думы Екатеринбурга
Посмотрели запись со вчерашней встречи на площади Первой Пятилетки по работе Покраса. Этот защитник, что на видео, ведет себя как-то не по-православному. Никого не хочу обидеть, но высказывания уж точно не православные. Какой кровью кого умыть? Ради чего? Глупая провокация. Пострадать за веру еще будет возможность, мест и поводов для проявления геройства хватит.

В «Стенограффии» хорошие люди, они видят конфликтные места и стараются идти на компромисс. Трезво оценивают ситуацию и искренне заинтересованы в том, чтобы конфликтов не было. Потому что «Стенограффия» — это не про конфликты и провокации, ну, во всяком случае, мне так кажется.
А про «защитника» непонятно: откуда он? Кто? С какого прихода? Кто его знает — отзовитесь. Ну или пусть герой сам найдет возможность связаться с нами.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com