
2020.04.09
«Ситуация продолжалась около десяти лет»
Проверка бюджета Екатеринбурга Счетной палатой закончится двумя уголовными делами
Счетная палата Екатеринбурга отчиталась о проверке городского бюджета на 2019 год — из проверенных 8 млрд рублей 2,2 миллиарда были потрачены с нарушениями. Это почти в два раза больше, чем было нарушений во время проверки бюджета в 2018 году. Как рассказал Znak.com глава Счетной палаты Андрей Парунин, минимум два случая могут закончиться уголовными делами — в отношении ДЭУ Чкаловского района, где незаконно передавали частниками противогололедные материалы, и в отношении детского центра, который существовал только на бумаге.
Обновление от 10 апреля. В предыдущей версии материала была допущена ошибка: было указано о проверке в отношении ДЭУ Кировского района. На самом деле речь идет о проверке ДЭУ Чкаловского района Екатеринбурга
— На заседании думы вы сказали, что нашли нарушения в том, как были потрачены 2,2 млрд рублей из бюджета Екатеринбурга, но это в основном нарушения, связанные с некорректным ведением бухгалтерского учета (1,4 млрд рублей). Это формальные нарушения?
— На сегодня выявлено 2 млрд рублей — это больше, чем в 2018 году, тогда сумма нарушений составила 1,3 млрд рублей. Всего мы проверили 8 млрд рублей, то есть нарушения были найдены в четверти проверенных средств, это существенная сумма. 15 млн рублей по итогам мероприятий должны возместить в бюджет — это непосредственно деньги, прямой ущерб. За аналогичный период прошлого года сумма составила 4 млн рублей. Число нарушений увеличивается, их много.
Но надо помнить, что не вся сумма связана с ущербом бюджету города, не все они потрачены и утеряны. Основные претензии Счетной палаты связаны с нарушениями распорядителей бюджетных средств и правил финансовой отчетности. Это предупредительная мера: если мы не будем это отслеживать, завтра мы увидим прямой ущерб — например, незаконное списание материальных средств, хищения.
Если какое-то имущество не учтено — а мы выявили таких нарушений на 467 млн рублей, — это фактически имущество, которое, можно сказать, приготовлено к вывозу.Это грубое нарушение уже федерального законодательства. За это предусмотрена в том числе и уголовная ответственность.
К нам высказывались претензии, что ни одно из нарушений не привело к возбуждению уголовных дел. У Счетной палаты нет полномочий для возбуждения уголовных дел. Результаты проверок мы направляем в прокуратуру и другие органы. Сейчас по двум нашим материалам принимаются решения о возбуждении уголовных дел следственными органами.
— Можете рассказать, о каких нарушениях и о каких суммах идет речь?
— Подробности рассказывать пока не могу, потому что сейчас идут проверки. Первый случай связан с проверкой ДЭУ Чкаловского района, где противогололедные материалы передавались в коммерческие организации, которые посыпают ими город. Эти материалы передавались незаконно. Они закупались для ДЭУ. Этот факт мы вскрыли.
Ситуация продолжалась около десяти лет, суммы складываются в миллионы рублей. В ближайшее время по этому факту, скорее всего, будет возбуждено уголовное дело.Второй случай — это была проверка центра внешкольной работы «Социум». Там были выявлены случаи, когда сотрудники фактически не выполняли свои обязанности: подтвердить их деятельность не представилось возможным. Эти материалы переданы в прокуратуру для проверки.
— По нарушению финансовой отчетности: можете рассказать, какие отделы, управления или ведомства чаще всего являются нарушителями?
— Я бы не хотел акцентировать внимание на конкретных учреждениях. Такие нарушения есть везде: кто не работает, тот не ошибается. Зависит от размера учреждения. Есть те, где оборот 5 млн рублей, у них будут те же нарушения, но на меньшие суммы. В огромных учреждениях, где в активе много недвижимости, земли, большая операционно-хозяйственная деятельность, строительство, — там, конечно, будет больше всего. Но сказать, кто хуже, кто лучше работает, я не могу.
— То есть это, скорее, непреднамеренные нарушения и просто ошибки, либо есть желание скрыть какие-то финансовые операции специально?
— Мы бухгалтеры, в душу человеку мы залезть не можем, чтобы узнать, где это было сделано умышленно, чтобы, например, завладеть землей. Например, мы проверяли ФОК «Айс» — им была выделена земля для строительства, и не их вина, что эту землю просто оккупировали коммерсанты и устроили там стоянку. Они обращались в полицию, в итоге было принято решение, что мы заберем эту землю. Не везде сидят злодеи.
Сейчас я вижу, что результат нашей деятельности есть: я вижу, что учреждения стали тщательнее готовить технические задания, меньше допускать нарушений. Мы заключили соглашение с ФАС и работаем с ними впервые вместе.
— Можете подробнее рассказать про 15 млн рублей прямого ущерба? Что это за деньги? В какие статьи бюджета они вернутся?
— Из 15 млн рублей 8,7 млн рублей уже возместили в бюджет. Постоянно нам задают вопрос, почему так медленно идет возмещение. Идут суды. В основном эти суммы касаются, например, неустоек по заключенным договорам или необоснованного расхода средств. Например, мы проверяли реализацию ФЗ № 159, нашли много нарушений в оценках недвижимости перед продажей. Здесь ответственность оценщика, они сейчас пытаются судиться.
— Вы сказали о том, что нарушений стало больше. Их стало больше, потому что стали чаще нарушать или потому что вы стали больше выявлять?
— Мы в этом году стали более качественно подходить к проверкам, более детально рассматривать материалы, с которыми мы работаем. В том числе граждане к нам обращаются. Иногда бывает трудно искать кошку в черной комнате, но иногда к нам идут на помощь и мы направленно отрабатываем материалы.
— В 2020 году какую часть бюджета вы собираетесь проверить?
— Сумму назвать сложно. Бюджет в этом году, скорее всего, будет секвестирован. Объем средств обычно известен тогда, когда мы уже все проверили. Но, думаю, будет не меньше средств, чем в 2019 году, планировали хотя бы на треть больше. Сейчас мы вынуждены приостановить все проверки [из-за ситуации с коронавирусом и мерами профилактики], скорее всего, придется пересмотреть весь план проверок.
— Вы будете участвовать в процессе корректировки бюджета из-за коронавируса?
— Это предусмотрено федеральным законодательством. Мы будем готовить все заключения. Сейчас готовим заключение на исполнение бюджета на 2019 год, проводим внешние проверки.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com