
2020.04.14
«Мы должны создать такую атмосферу, чтобы власти оглядывались и боялись»
Ресторатор, возглавивший штаб Навального в Екатеринбурге, — о своем решении. Интервью
В конце марта новым главой штаба Алексея Навального в Екатеринбурге стал экс-ресторатор Алексей Гресько, бывший директор Traveler's Coffee и Freelance Cafe. Это уже четвертый координатор штаба с момента его открытия в 2017 году. В интервью Znak.com бывший предприниматель рассказал, почему решил оставить бизнес ради общественно-политической работы и готов ли он к обыскам.
— Почему вы решили занять должность главы штаба Навального, особенно в такое непростое время с точки зрения экономической ситуации и эпидемиологической обстановки?
— Я давно разделяю взгляды, которые пропагандируют Алексей Навальный и Леонид Волков. Еще в 2011 году на площадке моей кофейни Алексей Навальный проводил пресс-конференцию, когда приезжал в Екатеринбург, чтобы поддержать Леонида Волкова во время его выборов в Заксобрание Свердловской области. На нашей же площадке в 2017 году, когда Алексей Навальный выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах, тоже проходило такое собрание волонтеров. Я своих взглядов никогда не скрывал, просто занимался другими делами и поддерживал их по-другому.
Всегда наступает момент, когда степень возмущения тем, что ты видишь вокруг, превышает какой-то порог.И ты понимаешь, что лучшим вкладом в том числе в будущее своих детей является то, что в какой-то момент ты перестанешь исходить из того, что это не твое дело. Перестанешь бояться, что вдруг что-то «прилетит», и начнешь действовать. Этим ты показываешь своим детям пример, как честно вести себя в жизни.
— Что для вас стало такой последней каплей?
— Я увидел сообщение о том, что штаб ищет нового координатора, связался со штабом и все. Последней каплей, наверное, стало все, что происходит.
— Как вы можете охарактеризовать свои политические взгляды? Например, один из предыдущих руководителей штаба Юрий Кузьминых одновременно возглавлял свердловское отделение Либертарианской партии.
— Если говорить о чисто политических взглядах, мне, скорее всего, тоже близки именно либертарианские позиции. Я сейчас в том числе продолжаю слушать лекции, которые рассказывают о том, как в современном мире либертарианцы видят воплощение своих идей в жизнь.
Тем не менее, сейчас нужно понимать, что в текущей политической ситуации, на выжженной поляне в России, по сути только система штабов Навального представляет собой де-факто единственную реальную оппозиционную политическую силу. Потому что ни у кого другого нет такой организованной региональной силы с такой системой штабов. Поэтому вокруг штабов Навального могут кристаллизоваться любые силы, направленные на то, чтобы мы в принципе добились сменяемости власти, а дальше уже, добившись этого, ты можешь быть кем угодно: либертарианцем, социал-демократом, приверженцев правых, националистических движений, каких угодно.

— Раньше вы занимались ресторанным бизнесом. Сейчас вы вышли из него?
— Я прекрасно понимаю, что, начиная заниматься общественно-политической деятельностью, становишься токсичным для бизнеса. Плюс эта деятельность требует полной отдачи, поэтому я отовсюду выхожу сейчас или уже вышел и де-юре, и де-факто.
— Когда-то за эти годы у вашего бизнеса были проблемы из-за того, что вы открыто поддерживали Навального, предоставляли ему площадки?
— Нет, не было, чтобы я чувствовал давление. Я и не был настолько активен, чтобы кому-то сильно помешать.
— Чем занимается штаб сейчас, во время пандемии коронавируса?
Новым главой штаба Навального в Екатеринбурге стал бывший ресторатор
— Мы точно так же находимся на карантине, как и вся страна. Поскольку сейчас нет выборов, к которым идет официальная подготовка, у штабов в целом и у штаба екатеринбургского в частности федеральная повестка — выборы в Госдуму, которые пройдут в следующем году.
Региональная повестка у каждого штаба своя, она направлена на то, чтобы участвовать в местных выборах, поддерживать кого-то из кандидатов либо выдвигать своих, а также выявлять пункты в деятельности власти, которые справедливо раздражают большинство жителей Екатеринбурга.
Мы должны способствовать созданию такой атмосферы, чтобы власти оглядывались и боялись.Прежде всего речь идет об общественном внимании, чтобы они оглядывались на каждый свой шаг и понимали, что за ними смотрят, любые их распилы не останутся безнаказанными хотя бы с точки зрения общественного порицания и негодования.
— Сами вы готовы участвовать в выборах в качестве кандидата?
— Я думаю, что пока рано об этом говорить. Пока я новый герой в политике и общественных движениях. Выборов на носу пока нет, поэтому я здесь не за этим.
— Штаб сейчас проводит какие-то расследования по региональным чиновникам?
— Мы, естественно, проводим расследования и бдим за тем, что делают чиновники в Екатеринбурге. Наша позиция в том, что мы должны выступать с конструктивной критикой власти. На прошлой неделе вышел ролик с критикой невыбранного мэра Александра Высокинского. Потом мы поддержали публикацию о профанации по поводу общественных слушаний о переводе земли на Уралмаше из частной застройки в высокоэтажную застройку. Там слушания фактически не проводились.
Те расследования, которые сейчас ведутся, мы традиционно заранее не анонсируем.
— Вы будете специализироваться на какой-то теме?
— Мне близка по понятным причинам специфика нужд малого бизнеса. На федеральном уровне я принимаю участие в обсуждении действий штабов, которые касаются специфики малого бизнеса. Здесь же я больше вижу свою организаторскую роль. Когда нам требуется экспертное знание, — например, юридическое или в других сферах, — мы обращаемся. У нас много людей, которые готовы помочь, проконсультировать.
Сейчас еще одна важная сфера работы штабов — помочь деятельности профсоюзов в регионе: учителей, врачей и работников культуры. Профсоюз врачей у нас уже существует, называется «Альянс врачей». Сейчас они занимаются тем, что собрали пожертвования на средства индивидуальной защиты и доставляют их в больницы, где этого нет. Есть заявки и в Свердловской области.
— А в Свердловской области — какие это города и больницы?
— Это деятельность «Альянса врачей», это отдельная организация. В то же время мы просим тех, кто чувствует, что с ними незаконно поступают во время борьбы с коронавирусной инфекцией, могут обращаться к нам. У нас есть анонимный телеграм-канал, например.
— Насколько вообще вы и ваша семья готовы к возможному стрессу, который обычно испытывают руководители штабов Навального? Вы готовы к обыскам, например?
— Конечно, я живу не на Луне, я понимаю, чем это все грозит. Это осознанный выбор. По морально-этическим соображениям меня семья поддерживает. Понятно, что у них есть некие опасения, связанные с этой деятельностью. В этих разговорах я говорю: сколько можно бояться? Я понимаю, что если бы я грабил банки, а потом сидел дома и боялся, что меня могут арестовать.
А если я занимаюсь открытой легальной деятельностью? Что такого случилось, что мы должны бояться в своей собственной стране за открытую легальную деятельность?Пускай боятся люди, которые осуществляют незаконное преследование. Они прекрасно понимают, что то, что они делают, — это незаконно.
Я считаю, что я гораздо больший вклад вношу в воспитание детей — а у меня их трое — тем, что покажу им пример, что в нужный момент жизни нужно поступать по совести, чем зарыть голову в песок, не высовываться и надеяться, что пронесет. В конце концов такая позиция приведет к тому, что не пронесет и сам себе будешь не мил.
— Как долго вы готовы занимать эту должность? В Екатеринбурге вы уже четвертый координатор штаба.
— Это бессрочный контракт. Это не то, что я для себя решил полгодика позаниматься. [Буду работать], пока не наступит прекрасная Россия будущего.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com