
2020.07.07
ФСБ сочла журналиста изменником
Дело Ивана Сафронова: возможные причины, комментарии Кремля, странная смерть отца
Сегодня сотрудниками ФСБ был задержан советник главы «Роскосмоса» Иван Сафронов, который ранее работал журналистом в изданиях «Коммерсантъ» и «Ведомости». Сафронову предъявлены обвинения по статье 275 УК РФ («Государственная измена»). По данным ФСБ, Сафронов собирал и передавал представителю спецслужбы одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. О каких именно сведениях идет речь, неизвестно.
Статья об истребителях
Среди возможных причин возбуждения дела в СМИ и телеграм-каналах назвали прошлогоднюю статью Сафронова для «Коммерсанта» о продаже Египту истребителей Су-35. В 2019 году издание пытались привлечь из-за этого материала по административному делу, однако в итоге суд не стал рассматривать материалы.
Об истории с этим материалом в прошлом году писал The Bell. Речь идет о статье «Су-35 укрепят египетскую силу». Написана она была со ссылкой на источники в ВПК и вызвала возмущение американцев: госсекретарь США Майк Помпео пригрозил Египту санкциями за покупку истребителей у России.
Впоследствии заметка была удалена с сайта, однако процитировать ее успел целый ряд изданий. Сейчас ее можно найти в архиве материалов web.archive.org.
Тогда, в 2019 году, главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин отказался комментировать исчезновение статьи. Источник The Bell в редакции «Коммерсанта» сказал, что удаление статьи не связано с возбужденным административным делом — претензии касались ее правдивости. К слову, контракт о продаже Су-35 Египту действительно был подписан в 2018 году, а сейчас исполняется, о чем открыто пишут российские правительственные издания.
Сегодня после задержания Сафронова Владимир Желонкин, комментируя возможные причины задержания, также усомнился, что речь идет о той самой статье. «Не может быть к этой заметке таких претензий, которые озвучены при задержании», — сказал он, не уточнив, какие претензии предъявили Сафронову.
Версию со статьей о Су-35 опровергает и Кремль. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «Мы знаем, что уже сделала заявление федеральная служба безопасности, он обвиняется по статье о госизмене, передаче секретных данных зарубежным разведкам, об этом говорится в опубликованном заявлении… Насколько мы осведомлены, это задержание никоим образом не связано с журналистской деятельностью, которой прежде занимался Иван Сафронов».
Журналистика
Сафронов девять лет (с 2010 по 2019 год) проработал корреспондентом в издании «Коммерсант». Уволен он был после публикации статьи о возможной отставке председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Тогда Сафронов рассказал, что акционер «Коммерсанта» высказал претензии к материалу. Тогда же был уволен корреспондент газеты Максим Иванов. После этого о намерении уволиться сообщили еще 11 сотрудников отдела политики «Коммерсанта». Гендиректор газеты Владимир Желонкин объяснил, что с Ивановым и Сафроновым расстались из-за «нарушения редакционных стандартов» при подготовке заметки. Вмешательство акционеров в работу редакции он не стал комментировать.
После этого год Сафронов проработал спецкорреспондентом «Ведомостей», где писал про оборонный комплекс и космическую промышленность.
Именно благодаря Сафронову и его источникам была подробно описана прошлогодняя авария на подводной лодке «Лошарик», где в пожаре погибли 14 офицеров-подводников.
Загадочная гибель отца
Отец Сафронова, которого также звали Иван, тоже работал военным обозревателем в «Коммерсанте» и погиб при загадочных обстоятельствах.
51-летний Сафронов-старший был найден мертвым 2 марта 2007 года возле подъезда собственного дома с травмами, характерными для падения с большой высоты.
Несколько человек, которые разговаривали с ним перед смертью, утверждали, что он был подавленным и отстраненным, разговаривал «сонным, уставшим» голосом, жаловался, что «приболел». В то же время, его коллеги считали, что у Ивана Сафронова-старшего не было причин кончать жизнь самоубийством.
Коллеги Сафронова-старшего не исключали, что смерть его могла быть насильственной и связана с профессиональной деятельностью. Перед гибелью он занимался острой темой: проверял полученную им информацию о возможных поставках российского оружия в ближневосточный регион. «По его словам, речь шла о продаже партии истребителей Су-30 в Сирию и зенитных ракетных комплексов С-300В в Иран. Причем в обоих случаях, по его информации, поставки должны были идти через Белоруссию, чтобы Запад не обвинил Москву в вооружении стран-изгоев. Из Абу-Даби, где на IDEX-2007 собираются первые лица предприятий оборонно-промышленного комплекса, Иван Сафронов звонил в редакцию и говорил, что получил необходимые подтверждения. Он обещал по возвращении из командировки написать об этом статью», — говорилось в материале «Коммерсанта».
Позже, после возвращения из командировки в Абу-Даби, Сафронов-старший рассказал, что у него появилась информация о новых контрактах на поставку в Сирию зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», истребителей МиГ-29 и оперативно-тактических ракет «Искандер-Э».
Однако рассказав коллегам об имевшейся у него информации по «Искандерам», Иван Сафронов сказал, что пока писать об этом он не будет, потому что его предупредили: в случае огласки будет большой международный скандал, а ФСБ обязательно возбудит уголовное дело по факту разглашения гостайны и «доведет его до конца» (ранее по факту разглашения гостайны в публикациях Ивана Сафронова неоднократно возбуждались дела, однако никаких обвинений ему никогда не предъявлялось). Кто именно предупреждал его о возможных проблемах, Иван Сафронов не уточнил.
В тот же день Иван Сафронов звонил в редакцию и предупредил, что он продиктует статью по белорусской схеме поставок оружия в Сирию и Иран. Однако в редакцию этот материал так и не поступил.
По данному факту Таганская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело о доведении до самоубийства, однако закрыла его в декабре этого же года.
Другие дела за госизмену
В последнее время дела о госизмене возбуждаются регулярно. Так, на прошлой неделе к семи годам колонии строгого режима был приговорен военный эксперт Владимир Неелов. Суд установил, что за деньги тот передал немецкой фирме данные «о процессе обучения и переподготовке оперативных сотрудников ФСБ РФ».
Военный эксперт Неелов, рассказывавший о ЧВК, приговорен за госизмену
Дело слушалось в закрытом режиме в связи с наличием грифа «совершенно секретно». Неелов вину признал частично, указав, что не считал передаваемые данные секретными.
Неелов часто комментировал темы, связанные с деятельностью российских частных военных компаний (ЧВК) за рубежом. В том числе он давал комментарии прокремлевским СМИ.
Есть и другое громкое дело — в отношении сотрудников Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) Виктора Кудрявцева (под подпиской о невыезде), Владимира Лапыгина (осужден в 2016 году, скоро выходит по УДО), Романа Ковалева (приговорен к 7 годам колонии), Сергея Мещерякова (находится под домашним арестом).
Питерского ученого подозревают в продаже секретной информации китайским спецслужбам
Также в Санкт-Петербурге президенту Арктической академии наук 78-летнему Валерию Митько предъявили обвинение в госизмене. Дзержинский суд отправил Митько под домашний арест.
Адвокаты ученых, как и их коллеги и близкие, утверждают, что дела в отношении них возбуждаются сотрудниками спецслужб ради продвижения по службе, а «секреты», которые якобы разгласили задержанные, таковыми не являются, вся информация бралась ими из открытых источников. Более того, некоторые из ученых (например, Митько) уже в течение многих лет доступа к секретной информации не имеют.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com