
2021.03.26
«Коммуналка с тараканами»
Квартиру Довлатова в Петербурге попытались продать за ₽200 млн
В Санкт-Петербурге квартиру на улице Рубинштейна, в которой около 30 лет жил писатель Сергей Довлатов, выставили на продажу за 200 млн рублей. Объявление сняли после того, как на него обратили внимание журналисты. В декабре недвижимость пытались продать в пять раз дешевле — за 42 млн рублей, но покупатель так и не нашелся. Корреспондент Znak.com поговорил с собственником помещения и руководителем посвященного Довлатову фестиваля, которая хотела сделать там музей. Подробнее о том, что это за квартира и кто в ней теперь живет — в нашем материале.
В пятикомнатной коммунальной квартире на улице Рубинштейна Сергей Довлатов жил вместе с матерью почти всю свою сознательную жизнь в России: с 1944 по 1975 год. Сейчас об этом напоминает памятная табличка на фасаде.


Примерно за год до эмиграции писатель переселился в соседний дом и уже оттуда из-за давления властей уехал в Нью-Йорк.
Писатель и его мама были прописаны в двух комнатах. Одна из них сейчас имеет статус помещения «общественного пользования» и единого собственника у нее нет. Вторую комнату, по словам руководителя довлатовского фестиваля «День Д» Анастасии Принцевой, хозяева сдают трудовым мигрантам.
В первом помещении неизвестные энтузиасты организовали что-то вроде музея советского быта. Разумеется, неофициально. По информации Znak.com, одна из жительниц квартиры готова пустить любопытствующих в квартиру за несколько сотен рублей. Автор блога «Нетуристический путеводитель» на «Яндекс.Дзен» рассказывает, что был тут на экскурсии в конце 2020 года. В комнате с дореволюционной печью сейчас стоит печатная машинка, проигрыватель, советская железная кровать и другие предметы быта. Все это никогда Довлатову не принадлежало. По словам его дочери Екатерины, вещей писателя практически не осталось.

Организаторы фестиваля «День Д» собирались организовать в квартире музей. «Мы впервые обращались туда в 2016 году. Тогда уже было несколько собственников, потом нам сказали, что их стало больше. Из них в квартире живет одна семья, может быть, две. Остальные комнаты сдаются трудовым мигрантам», — рассказала Znak.com Анастасия Принцева. Анонимный собеседник нашего издания описал квартиру как «коммуналку с тараканами».

Сейчас надежды на то, что на улице Рубинштейна откроется музей Довлатова, практически нет. Во-первых, «День Д» так и не смог найти спонсора, готового выкупить квартиру. Во-вторых, как объяснила Znak.com Принцева, квартира находится на третьем этаже и, чтобы открыть музей официально, нужно выкупить еще и все помещения снизу.
«Когда-то мне [экс-губернатор Петербурга] Валентина Матвиенко предлагала помочь выкупить [квартиру] под музей. Но музей Довлатова мне всегда казался странной затеей, так как папа считал музеи неестественным скоплением вещей, чаще всего не подлинных», — пишет под постом о продаже довлатовской квартиры его дочь Екатерина. О каких-то еще попытках властей помочь организовать музей нам неизвестно.
В декабре 2020 года объявление о продаже квартиры появилось на ЦИАН. Тогда она стоила 42 млн рублей. В феврале цену снизили до 38,5 млн, а еще через месяц подняли сразу до 200 млн рублей. Как говорит Анастасия Принцева, похожая квартира этажом ниже продается за 30 млн.

Риелтор, чей телефон был указан в объявлении, заявляла звонившим журналистам, что они ошиблись и квартира никогда Довлатову не принадлежала. Забавно, но при этом на одной из выложенных фотографий четко виден портрет писателя. Принцева уверена, что это именно та квартира. Через несколько дней объявление о продаже сняли.
Корреспонденту Znak.com риелтор сказала, что никакой квартирой на улице Рубинштейна она не занимается. «Почему вы мне звоните? Я вам свой телефон давала?» — раздраженно ответила женщина и попросила ей больше не звонить. Примерно так же она прокомментировала ситуацию и другим журналистам.
Собственница одной из комнат Наталья рассказала Znak.com, что квартира еще продается.
Объяснить причину странной реакции риелтора она не смогла. По словам женщины, цена недвижимости ей неизвестна. «Это нужно у агентов спрашивать, хотя их уже давно не было. А так к нам и агенты, и покупатели ходят. <…> Продается уже давно — люди хотят разъехаться. Из коммуналки в отдельную поехать [квартиру]», — объяснила Наталья.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com